Ростуризм на распутье 

Ростуризм на распутье
Фото: HotLine.travel
Чем запомнилась пятилетка и какие проблемы придется решать новому руководителю?
В  впервые за последние пять лет сменится руководитель. 5 февраля премьер уволил Олега Сафонова с формулировкой «по его просьбе». Вспомним, какими событиями ознаменовалась эта пятилетка и какие проблемы предстоит решить новому руководителю. Сразу оговоримся: всё, что вы прочтете ниже, — это субъективное мнение авторов, основанное на анализе и взаимосвязи событий.
Давай, плыви
Олег Петрович Сафонов пришел в Ростуризм в мае 2014 года — сперва в качестве врио, а с января 2015 года — уже и в официально утвержденном статусе руководителя агентства.
Учитывая, что Сафонов пришел в отрасль со стороны — глава Ростуризма раньше работал в финансовой сфере, — с самого начала он оказался, по сути, в положении не умеющего плавать, которому сказали: «Плыви!» — и столкнули в воду.
Во-первых, Ростуризм достался ему с грузом недостигнутых показателей по Федеральной целевой программе (туристические кластеры тогда никак не хотели расти. — Ред.). Во-вторых, почти сразу начались проблемы, о наличии которых на рынке Олег Петрович вряд ли догадывался.
Летом 2014 года, когда выездной туризм резко сократился, грянули банкротства туроператоров. Остановилась даже питерская «Нева», из которой, напомним, в  и затем в Ростуризм пришел его первый руководитель, сослуживец Путина .
Впоследствии выступать перед телекамерами и объяснять причины банкротств на подведомственном рынке Олегу Сафонову пришлось еще не раз, ведь вслед за туроператорами «посыпались» еще и авиакомпании — в 2015 году , а позднее — «ВИМ-Авиа».
Тур без помощи
Надо отдать должное Ростуризму. Поначалу последствия туроператорских крахов удавалось успешно разруливать. В 2014 году на эти цели был полностью израсходован весь накопленный фонд «Турпомощи». А сама ассоциация выполняла роль координирующего штаба. Общими усилиями, с привлечением административных рычагов и ресурса туроператоров, удавалось возвращать всех пострадавших туристов на родину. Однако впоследствии к работе ассоциации всё чаще возникали претензии.
После 2014 года «Турпомощь» несколько лет не задействовала свои фонды, хотя поводов помочь туристам с эвакуацией было предостаточно. Решение этих вопросов возлагалось на самих туроператоров, даже если о намечающихся проблемах они извещали заранее. В результате «Турпомощь» всё меньше соответствовала своему названию и всё больше напоминала забюрократизированную структуру, главная задача которой — сбор взносов. И так как наблюдательный совет ассоциации возглавлял Олег Сафонов, эта ситуация не могла не сказаться на его имидже.
Туризм в эпоху метеоризма
Потрясения в туротрасли произвели столь сильное впечатление на правительство (цитируем Дмитрия Медведева: «Это какой-то позор»), что  и Ростуризму в 2014 году было поручено срочно разработать закон, усиливающий ответственность туроператоров, делающий турбизнес более прозрачным, создающий надежные механизмы защиты туристов.
С этого момента в жизнь отрасли вошло явление, которое некоторые эксперты назвали «законотворческим метеоризмом». Это непрекращающиеся попытки изменить и чем-то дополнить морально устаревший отраслевой закон (первая редакция — от 1996 года) с главной целью — защитить интересы потребителя, причем преимущественно потребителя организованных туров за границу. В целом получилось скверно.
Да, для туроператоров выездного туризма увеличили размер фингарантий и отчисления в Турпомощь (фондов у нее стало два. — Ред.). Но с прозрачностью рынка проблемы остались.
Олег Сафонов считал, что обелить отрасль и защитить туристов поможет электронная путевка. Однако с трудом разработанный проект, на который было потрачено более 500 млн рублей, по факту так и не заработал.
Единственным событием в сфере регулирования рынка, которое можно отнести к числу достижений, стал отказ от внедрения обязательного саморегулирования (как для туроператоров, так и для турагентов). Такая перспектива, сулившая поборы для участников рынка, была более чем реальна. Но отраслевая власть в лице Ростуризма и Минкульта в итоге приняла аргументы специалистов.
Аппаратные войны
Нельзя не отметить, что продвигать те или иные решения, которые казались практикам туротрасли очевидными, руководителю Ростуризма было крайне сложно. Даже во вверенном ему Федеральном агентстве у него практически не было союзников. Олег Сафонов не только расплачивался за недоработки предшественников, но и нес потери из-за косяков коллег, которых назначал вовсе не он.
29 августа 2014 года Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест замруководителя Ростуризма Дмитрия Амунца. Eму предъявлено обвинение по делу о хищении 28 млрд рублей в Межпромбанке.
Можно вспомнить скандальный арест одного из заместителей и аппаратную войну с другим, контролировавшим подведомственный ФГУП и проект Visit Russia. Раздрай в Ростуризме, скрытая борьба за сферы влияния среди вышестоящих кураторов отнимали много сил.
Внутренний туризм — кого считать туристом?
Ещё одной приметой «эпохи Сафонова» стал разворот в сторону внутреннего и въездного туризма. Но тут тоже не обошлось без проблем. На бумаге внутренние турпотоки росли, а по факту фантастические цифры вызывали вопросы у экспертов. Кого считать туристами, формирующими эти самые турпотоки, в официальных органах до сих пор так и не определились.
Кроме того, в процессе реализации Федеральной целевой программы были отмечены серьезные проблемы. Министр культуры , президент , , представители бизнеса — все указывали на недостаточную эффективность работы в этом направлении. Регионы не могли освоить выделявшиеся средства, и из 16 туристско-рекреационных кластеров до ума не был доведен ни один. Причины, с одной стороны, кроются в том, что кластеры изначально создавались в местах, представлявших слабый интерес для бизнеса. С другой стороны, вызывает обоснованное сомнение сам принцип, согласно которому жизнеспособный кластер вообще можно создать сверху, — ведь из этого принципа исключен базовый механизм кластеризации (да и жизни в целом) — самоорганизация. Случаи, когда миллиардные по затратам технопарки не могли привлечь резидентов, — далеко не редкость.
Бренд, похожий на суп Для продвижения нашей страны на зарубежных рынках Олег Сафонов совершенно справедливо обозначил необходимость создания яркого бренда России и национального туристического портала. Определенная работа велась — но и здесь результат постоянно вызывал критику. Созданный в стилистике супрематизма бренд вызвал многочисленные споры в туристическом сообществе: сочетание фигур рождало ассоциации с палочками для еды на фоне тарелок. Бренд, судя по результатам голосования на www.HotLine.travel, в целом остался непонятым, хотя со стороны профи брендинга были и хорошие оценки.
А национальный портал Russia.Travel так и не заработал в полную силу: на нем можно найти лишь описание различных локаций и маршрутов, но нельзя ни забронировать услуги, ни изучить отзывы туристов (или поделиться своими впечатлениями), отсутствуют расписания и схемы транспорта, нет информации об объектах инфраструктуры. Например, в разделе про гастрономический туризм Краснодарского края вы не найдете ни одного кафе или ресторана Сочи, а единственный объект, о котором там можно прочесть, — это почему-то баня с пивными ваннами в Горячем Ключе.
Навязанные стереотипы и вилла на Сейшелах
Конечно, нельзя не отметить и спорные высказывания Олега Сафонова. Так, в 2015 году в интервью «Российской газете», доказывая необходимость развивать российские курорты, он заявил: «Необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря». Эта фраза вызвала бурю эмоций и «холивары» в Сети. Масла в огонь подлил со своим очередным «сенсационным разоблачением»: дескать, чиновник всё время призывал народ отдыхать в России, тогда как сам обзавелся двумя недешевыми виллами на Сейшелах.
То, что заграничной недвижимостью Олег Сафонов «оброс» ещё до прихода на госслужбу, а потом и вовсе ее продал, — никакой роли уже не сыграло, и к руководителю Ростуризма в Интернете прикрепилось прозвище «Сейшелыч».
В июле 2018 года глава Федерального агентства по туризму сделал еще одно высказывание, с которым попал в топ «Перлов года»: «Уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг в Российской Федерации на сегодняшний день высокий. Граждане могут спокойно планировать отпуск и отправляться на отдых». Вскоре после этого заявления рынок потряс крах одного из старейших туроператоров, «Натали Турс», а вслед за тем пересохла еще и «Жемчужная Река». В рамках с трудом доработанного закона туристы получили символические компенсации.
Кто придет на смену?
Всё это показывает, как много проблем унаследует новый глава Ростуризма, — по-хорошему структуру надо выстраивать заново.
Кто будет руководить, пока неизвестно, — называются только наиболее вероятные кандидаты. Не исключено, что Ростуризм в итоге вообще прекратит существование в прежнем виде и вольется в Минэкономразвития в виде профильного департамента, как во времена Владимира Стржалковского. И для туризма это неплохой вариант.
Подведем итог. Олег Сафонов стал, пожалуй, самым «нелюбимым» руководителем федерального органа туристической власти в профессиональном сообществе. Нехватку административного ресурса, невозможность конфликтовать с вышестоящим министерством на туристическом рынке воспринимали как безразличие к проблемам его участников.
Возможно, так оно и было. Туристический рынок, особенно та его часть, которая связана с неприоритетной для Ростуризма выездной сферой, казался бывшему банкиру маргинальной зоной, где хозяйничают мошенники и воры. Холодность чувствовалась даже на конгрессах туроператоров и турагентов, продвигаемых самим Ростуризмом, — руководитель на этих мероприятиях появлялся, но не задерживался, ограничиваясь официальными докладами.
А какую оценку работе Олега Сафонова в Ростуризме поставите вы? Участвуйте в опросе.
Видео дня. Самые большие города-призраки Земли
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео