«Вечерняя стрельба — обыденное явление»

Казалось бы, что может сравниться по своим эмоциям с поездкой в Антарктику? Москвич Юлий Апрятин побывал на самом южном континенте, о чем « уже рассказывал «Ленте.ру»». И все же нашлись места, не уступившее миру снега и льда, — Бразилия и Аргентина. О поездке в Латинскую Америку — в новом повествовании путешественника.

«Вечерняя стрельба — обыденное явление»
© Юлий Апрятин

Собрав большую компанию друзей, в начале января мы отправились в двухнедельный тур по двум странам Латинской Америки. Маршрут был следующий: сначала Рио-де-Жанейро (Бразилия), оттуда на самые красивые водопады мира — Игуасу, потом на горную рыбалку в аргентинский Барелочи и в завершении поездки — столица этой страны Буэнос-Айрес.

Город Бога

Во время полета в качестве политинформации мы пересмотрели два шикарных фильма: «Город Бога», рассказывающий о жизни в фавелах, и «Элитный отряд» с Вагнером Моура в главной роли (он известен многим по роли Эскобара в сериале Narcos), также повествующий о фавелах и их зачистке перед визитом Папы Римского в 1997 году.

Так вот, точного населения Рио никто не знает. Точнее не знают, как правильно его считать. В самом городе официально живут около 6,5 миллиона человек и плюс 6 миллионов жителей фавел, которые буквально взяли в осаду Рио плотным кольцом. Одного этого знания достаточно, чтобы понять: город является на редкость небезопасным. Перед прогулкой настоятельно рекомендуется все ценности оставлять в сейфе отеля. И это не перестраховка. Мы встретили наших соотечественников, у которых утром на пляже сорвали цепочку и с ножом отобрали обручальное кольцо.

Мы жили в историческом отеле Copacabana Palace, построенном в 1923 году и расположенном на одноименном пляже Копакабана. Если смотреть на отель со стороны океана, то видно, что буквально через две-три улицы вглубь уже начинаются фавелы. Поэтому этот пляж — один из самых небезопасных в городе. И если вы не являетесь фанатом фильма «Полет в Рио», то и в отель лучше просто зайти на коктейль, а остановиться в более безопасном для прогулок месте.

© Юлий Апрятин

Например, поблизости от пляжей Ипанема и Леблон. Они значительно безопаснее, цивилизованнее и окружены практически европейскими улочками с невероятно уютными ресторанами, барами, клубами и огромным озером с большой прогулочной зоной. По-настоящему красивым Рио можно назвать, только когда смотришь на него с высоты птичьего полета или с горы под названием Сахарная Голова.

На мой взгляд, это место, обязательное к посещению. Оттуда открываются самые невероятные и фантастические виды на мегаполис, роскошные пляжи, бухты, залив. Можно гулять и любоваться городом часами. Но стоит спуститься вниз — мираж исчезает. Город достаточно бедный, океан большую часть времени бодряще холодный, а пляжи сильно переполнены. Да и выходить туда лучше только в одних плавках, оставив топовые бренды для бассейна в отеле, иначе есть шанс вернуться голышом.

Полностью расслабиться в Рио никогда не получается. Все время ощущаешь себя в осаде. Вроде ты в относительно цивилизованном центре, а с другой стороны, стоит поднять голову и вокруг на горах, куда ни посмотри, — фавелы, где правит наркомафия, и оружия на руках примерно столько же, сколько людей живет в городе.

Причем надо понимать, что в фавелах живут далеко не бандиты, а в большинстве своем самые обычные люди, которые работают здесь в барах, ресторанах, гостиницах, школах. И для которых ежевечерняя стрельба — обыденное явление. А если учесть, что периодически между боссами фавел начинаются войны за влияние, то жизнь этих бедняг крайне удручающая и опасная.

Наш друг порывался отправиться туда на экскурсию, но война между группировками как раз была в разгаре, поэтому все гиды, даже живущие в фавелах, наотрез отказались его сопровождать. Дескать, мы там выживаем, но безопасность чужих обеспечить не можем. Вечерами же, чтобы какой-нибудь подвыпивший турист в поисках адреналинового путешествия не забрел в опасный район, на входах в фавелы организованы КПП: стоят машины с включенными мигалками и полиция с автоматами.

Под присмотром Христа

Над городом величественно возвышается статуя Христа Искупителя — визитная карточка не только Рио-де-Жанейро, но и Бразилии. Ее высота — 38 метров, расположена она в самой высокой точке Рио. Несмотря на то что статуя была построена в том числе и на деньги католической церкви, освящена Папой Павлом IV, а представители РПЦ и лично патриарх Кирилл неоднократно проводили вокруг нее богослужения и молебны, божественной защиты она так и не получила, и в нее регулярно попадают молнии, не реже четырех раз в год. В итоге католическая епархия вынуждена хранить запас камня для реставрации.

Поездка к статуе — одно из самых утомительных занятий, которое отнимает несколько часов. Сначала длиннющая очередь за билетами, дальше длительное ожидание своего времени и уже после — подъем в гору по очень старой железной дороге. Потеряв часа три, вы выходите на небольшую, в несколько сотен метров, площадку, забитую туристами, которые в различных странных позах пытаются всеми частями тела оттеснить соседей и сделать «уникальное» селфи или фотосессию с Иисусом на ладони.

Я не был в Рио во время ежегодного карнавала, но нам тоже немного повезло — прямо напротив отеля на пляже Копакабана проходил турнир 13 школ самбы. Город в этот вечер просто «взорвался». Такое количество пьяных, счастливых и танцующих людей я видел только пару раз в Москве после победы нашей сборной над Голландией и над Испанией в 2008 и 2018 годах.

Проведя в Рио-Де-Жанейро три дня, мы устремились дальше. Все перелеты мы совершали бразильскими и аргентинскими авиакомпаниями, и это тоже был своеобразный аттракцион. Когда в самолете ты видишь квадратные иллюминаторы, то понимаешь, что не только Copacabana Palace пропитан духом истории, но и самолеты тоже.

Грохочущая граница

Водопады Игуасу (их аж 275 штук) — одни из крупнейших в мире, и признаны одним из семи природных чудес света. Находятся они на границе Бразилии и Аргентины в национальном парке Игуасу. И если у вас достаточно времени, то смотреть на них надо с обеих сторон. На водопадах мы провели два дня. Сразу по прилете посетили бразильскую сторону. На прогулку по ней мы потратили всего пару часов. А вот с аргентинской стороны вид гораздо круче, поэтому там мы провели весь следующий день.

© Юлий Апрятин

Вы попадаете в невероятную сказку, гуляете по разным тропам и подвесным мосткам, постоянно открывая невероятные виды на водопады, подходя вплотную к обрывам и любуясь мощью сбрасываемой воды в одном из крупнейших водопадов мира «Горло Дьявола» (по-испански Garganta del Diablo). Он выше Ниагарского, а по ширине уступает только водопаду Виктория в Африке. Ну и как было обойтись без впечатляющей экскурсии на лодке с заездом под сами водопады?!

Рыбалка, форель и… Барак Обама

Нашим следующим пунктом назначения был Сан-Карлос-де-Барилоче — город в Аргентинской части Патагонии. Четыре с половиной часа с пересадкой в Буэнос-Айресе, и вы в Барилоче — это местная Швейцария, известная своими горнолыжными курортами, озерами, реками, пляжами, вкусными ресторанами и гольф-полями.

Незадолго до нашего прибытия здесь побывал бывший президент США Барак Обама, причем с той же целью, что и мы, — рыбалка. Жители до сих пор вспоминают Обаму не слишком доброжелательно. Дескать, из-за него перекрывали дороги, образовались огромные пробки, везде были агенты национальной безопасности, и все это больше походило на оккупацию Барилоче Штатами.

Наш выбор пал на невероятный по красоте отель Llao Llao, в котором останавливался и бывший президент США. Гостиница целиком сделана из дерева и расположена на берегу горного озера, а ее интерьер напоминает сериал «Твин Пикс». Казалось, что сейчас навстречу выйдет агент Дейл Купер с чашкой кофе и выпалит что-нибудь остроумное типа: «Единственная вещь, которую открыл Колумб, — это то, что он заблудился».

Здесь мы присоединились к нашим друзьям из Калифорнии, благодаря которым узнали об этом удивительном месте, и которые помогли все организовать. В первый день у нас была запланирована рыбалка на горной реке. Мы разделились по два человека, уселись в высокие кресла на лодках (одно на носу и одно на корме), каждой из которых управлял местный инструктор, и во время сплава закидывали спиннинг в надежде поймать речную форель. Надо сказать, что это был чисто спортивный интерес. Лицензия на эту рыбалку предполагала, что мы были обязаны всю пойманную рыбку отпускать обратно в речку, что мы честно и делали.

Во второй день мы переместились рыбачить на самое большое горное озере в Аргентине. Оно находится на границе между провинциями Неукен и Рио-Негро в северной Патагонии, и у него странное для нашего слуха название Nahuel Huapi, что в переводе с языка индейского народа арауканов означает «Остров Ягуара». День был уже более рыбный, но совсем не спортивный.

Мы опустили блесны на разную глубину и медленно плыли по озеру, параллельно попивая вино и любуясь фантастическими видами гор. С места мы вставали, только чтобы вытаскивать пойманную рыбу. В итоге наша добыча составила четыре форели, каждая весом от двух до трех килограммов. Причалив к острову, мы моментально поджарили весь улов на углях и с удовольствием съели.

Импортозамещение, фонтаны и… снова фавелы

Следующим пунктом нашей программы была столица Аргентины Буэнос-Айрес. Впечатления город оставил очень неоднозначные. В нем есть и роскошные районы типа Риколетто с элегантными домами и швейцарами на входе, и очень бедные районы, и настоящие фавелы, куда местная полиция, патрулирующая трущобы, организует частные экскурсии. Город красивый, но в сильнейшем упадке. Несколько районов по своей архитектуре напоминают Париж или Мадрид. Стильно и красиво, но вы постоянно ощущаете, что это былая роскошь.

В летний период все фонтаны в городе выключены, иначе бедное население города оккупирует их и превращает в большие ванны и постирочные зоны, а все памятники и многочисленные лужайки находятся за трехметровыми заборами. В противном случае на любом свободном участке газона моментально начинают появляться трущобы, которые по ночам сносит полиция, ну а на следующий день все повторяется сначала.

© Юлий Апрятин

В Буэнос-Айресе популярны собаки. Люди, выгуливающие своих четвероногих друзей, встречаются повсеместно, но почему-то культуры убирать за животными не существует. Из-за этого все время приходится смотреть под ноги. Даже в элитных районах. Для меня каждый город имеет четкую ассоциацию с запахами. Так вот Буэнос-Айрес после дождя пахнет отходами жизнедеятельности собак — в этом плане столица оставила для меня не самые лучшие воспоминания. А еще в недавнем прошлом жители столичных домов оставляли мусор в мешках у подъездов, что тоже не добавляло городу приятных ароматов.

Много лет назад для поднятия экономики и организации новых рабочих мест в Аргентине ввели стопроцентное импортозамещение практически всех товаров. В итоге почти все, что продается в Аргентине, там же и производится. От машин до бытовой техники, телефонов и еды. Как оказалось, аргентинцы оказались просто не способны заменить собой японцев, китайцев и корейцев, так что всего за несколько лет «местного» производства продукции мировых брендов качество катастрофически упало, и местные жители стали из поездок тюками везти чайники, утюги, телевизоры и другую электронику.

Новый президент отменил этот оказавшийся варварским для страны закон, но прошло два года, и лишь в некоторых относительно дорогих для среднего уровня населения магазинах стали появляться зарубежные товары.

Большинство машин экономкласса собирается на местных заводах, и на дорогах практически отсутствуют дорогие машины. Если вы видите, к примеру, Porsche, то вы понимаете, что его владелец — очень богатый человек, так как налоги на машины, собранные за пределами страны, могут доходить до 300 процентов. Еще интересный факт: в Буэнос-Айресе нет автомобильных моек. Помыть машину вы можете только в неблагополучных районах у людей с грязными тряпками и с ведрами мутной жидкости.

Но мэрия боится давать лицензии на открытие профессиональных моек, так как это может подстегнуть бедные районы к акциям протеста. Ведь для многих это единственный источник к существованию. И если раньше в Аргентину из многих уголков мира шел целый поток иммигрантов, то теперь из-за ежедневно ухудшающейся экономической ситуации, бедности и отсутствия рабочих мест происходит отток населения.

Мясо и вино

Еще несколько лет назад я бы оценил аргентинское мясо как отличное. А уж воображение рисовало бесконечные стейк-хаусы с роскошным Black Angus и вкусным Мальбеком. За неделю в Аргентине мы съели не один десяток стейков в самых разных местах — от дорогих известных ресторанов до рекомендуемых местными стейк-хаусов, и впечатление сложилось двоякое.

Если сравнивать наши премиальные мясные бренды, то они не то что не уступают аргентинскому мясу с историей, а на мой личный вкус, еще и превосходят. Да и те же эмпанадас (аргентинские пирожки с различными начинками) в московско-аргентинских ресторанах готовят вкуснее.

А вот вино удивило. Аргентинские вина, которые поставляются в Россию, достаточно примитивные. В самой же Аргентине есть масса шикарных красных и белых вин, а их цена составляет в среднем около 20 долларов за бутылку в магазинах и около 50 долларов в ресторанах.

Увы, после покупки лицензии, доставки, аренды склада и прочих расходов цена такого вина в Москве может составить пять-шесть тысяч рублей, а это уже премиальная линейка французских и итальянских производителей — за такие деньги в России его вряд ли кто купит. Поэтому-то мы никогда и не пили по-настоящему классное аргентинское вино.

Проведя три дня в Буэнос-Айресе и еще одну ночь на обратном пути в Рио, мы вернулись в московский январь, чтобы перевести дух и отправиться уже в путешествие по Китаю с посещением Чжанцзяцзе — одного из самых красивых национальных парков, где проходили съемки фильма «Аватар».