Отели отказываются от звезд
Минэкономразвития перенесло введение обязательной классификации на «звездность» для гостиниц на год — до 1 июля 2020 года. Большинство прошедших классификацию гостиниц выбирают категорию «без звезд», экономя на соблюдении «звездных» требований.
Минэкономразвития (МЭР) отложило на год вступление в силу правила о взимании штрафов за отсутствие официально присвоенных «звезд» у отелей. Введение обязательной классификации было намечено на 1 июля 2019 года. Но методика классификации, подготовленная Минкультом (это ведомство до сентября прошлого года курировало туристическую отрасль), не устроила участников рынка и отправлена на доработку.
Глава МЭР Максим Орешкин обещает, что документ будет готов к концу первого квартала 2019 года.
Закон об обязательной классификации гостиниц был принят в феврале 2018 года. Он предусматривает, что до 1 июля 2019 года должны пройти обязательную классификацию в лицензированных компаниях гостиницы с номерным фондом более 50 номеров, до 1 января 2020 года — гостиницы на 15 и более номеров, до 1 января 2021 года — все остальные. Те, кто не выполнит это требование, получат штрафы.
До этого проходить классификацию должны были только те отели, которые претендовали на размещение участников и болельщиков Чемпионата мира по футболу-2018.
От полученного класса зависит цена номеров, которую может устанавливать отель, а также перечень услуг, которые он предлагает (см. «За что рисуют звезды»).
На 26 января 2019 года «звезды» получили 13,2 тысячи средств размещения (гостиниц, хостелов, мотелей, кемпингов, мини–отелей, апартаментов) в России, в том числе 1711 в Москве и 1422 в Петербурге. Однако на самом деле объектов размещения гораздо больше: например, в Петербурге и Ленобласти, по данным Booking.com, в Петербурге и Ленобласти их предлагается около 5 тысяч.
Путаная методика
Действующая методика классификации в целом устраивает участников рынка, говорит директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии Екатерина Шадская. В новой же появилось, например, положение о том, что Совет по классификации при МЭР может рекомендовать аккредитованным организациям, какую категорию те должны присвоить гостинице. Кроме того, в новой методике помимо шести категорий — от «без звезд» до «пяти звезд» — появились дополнительные — «премиум» и «эконом». «Их функционал неясен, а само наличие наряду со «звездами» может лишь запутать потребителя», — поясняет Екатерина Шадская.
Участники рынка и сейчас предпочитают обходиться «без звезд» — об этом говорит анализ МГ: больше половины объектов выбирают именно эту категорию, чтобы не быть связанными жесткими требованиями, которые предъявляются к «звездным» отелям.
За что рисуют звезды
Категория «без звезд»
Минимум требований — к отелям «без звезд»: в них должны быть отопление, горячая и холодная вода. Телефон обычно в вестибюле, туалеты — на этаже.
Большинство российских гостиниц относятся именно к этой категории. В Москве их доля — 56% от всех отелей, прошедших классификацию (см. «Структура гостиничного рынка Москвы»), в Петербурге — 58% (см. «Структура гостиничного рынка Петербурга»).
Причина популярности этого сегмента — в отсутствии жестких требований к набору услуг, объясняют эксперты Федерации рестораторов и отельеров. Во многих случаях такую категорию получают гостиницы, которые, например, занимают лишь часть помещений в исторических зданиях, из-за чего невозможно установить лифт или обустроить отдельный вход для постояльцев, изолированный от остальных посетителей дома.
Причем далеко не всегда это гостиницы демократичного ценового сегмента. Например, гостиница «Поликофф», расположенная на пересечении Невского проспекта и Караванной улицы, позиционирует себя как «бизнес-отель», цены 2-9,4 тысячи рублей за ночь. Отель занимает третий и четвертый этажи бывшего доходного дома А.А. Меншикова, и вход в него — через общую лестницу, которой пользуются также посетители других заведений, находящихся в этом здании. Поэтому звезд «Поликофф» не имеет.
Нет их и у хостела «Друзья лайф» (входит в сеть отелей «Друзья» Сергея Морева), что на углу Невского и Владимирского проспектов, на четвертом этаже известного в Северной столице дома К. П. Палкина. «Внимание! С августа 2017 года лифт в здании, где находится хостел, временно не работает. Приносим извинения за неудобства!» — предупреждают сотрудники хостела на официальном сайте заведения.
Многие гостиницы предпочитают получать классификационную категорию «без звезд» и презентуют себя как бутик-отели. Это, с одной стороны, позволяет им избегать соблюдения множества требований, предъявляемых к отелям премиальных категорий, с другой — заявлять о себе как о гостиницах высокого класса.
Одна звезда
Таких объектов почти нет как в Москве, так и в Петербурге — лишь 2% от общего числа средств размещения. Среди специфических требований к ним — ограничение по числу одно- и двухместных номеров: их должно быть не меньше 25% от общего номерного фонда. То есть классические хостелы, исключительно с общими номерами, в эту категорию не попадают.
Две звезды
Двухзвездные гостиницы, как и варианты категории «одна звезда», не пользуются большим спросом на рынке: в Москве их лишь 148, в Петербурге — 99 штук. Инвестиции в создание таких гостиниц — 3-4 млн рублей на номер, это не намного меньше, чем в трехзвездные (4,5-5,5 млн рублей). Но по популярности двухзвездные варианты сильно проигрывают, поэтому окупить затраты им сложнее.
Три звезды
Самая многочисленная категория после беззвездных. Наибольшим спросом такие отели пользуются среди россиян и китайцев, так как, с одной стороны, обладают довольно широким перечнем удобств, с другой — доступны по цене. В таких объектах не должно быть общих номеров, а только одно- и двухместные, в том числе многокомнатные. В каждом обязателен санузел.
Четыре звезды
В 2018 году самая высокая загрузка была у отелей «четыре звезды», констатируют эксперты JLL: в Москве среднегодовая заполняемость составила 81%, в Петербурге — 73%.
С точки зрения ведения бизнеса, четырехзвездные объекты — самые выгодные, считает генеральный директор отеля «Санкт-Петербург» Андрей Петелин. Его гостиница в 2017 году прошла модернизацию и повысила категорию с трех до четырех звезд. «В трехзвездочных гостиницах сложнее, так как маржинальность на номер там значительно меньше, а на первое место выходит контроль за расходами. В четырехзвездочные отели едет больше индивидуальных туристов, больше участников конференций, что позволяет уверенно себя чувствовать на рынке. Спрос в этом сегменте стабилен, в то же время стоимость номера оптимальна — не запредельна, но и позволяет получать прибыль», — говорит Петелин.
Пять звезд
Отели верхних ценовых сегментов (четыре-пять звезд) в 2018 году достигли максимальных ценовых показателей за всю историю наблюдений, говорят в JLL. В Москве среднегодовая цена за номер (ADR) составила 10,7 тысячи рублей (рост на 41% по сравнению с 2017 годом), в Петербурге — 7,8 тысячи рублей (рост на 17%). При этом в люксовом сегменте эти показатели составили 30 тысяч рублей в Москве и 22,5 тысячи в Петербурге (рост на 62% и 20% соответственно).
Требования к обустройству пятизвездных отелей предусматривают, что минимум 5% номерного фонда здесь должны занимать номера высшей категории: сюит, апартаменты, люкс и т.д. Это большие номера с дополнительными функциями. Например, сюит — не меньше 75 м2, он состоит из трех и более жилых комнат, апартаменты — не менее 40 м2, включая две и более комнаты, а также кухонный уголок.