Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании на стыковочный рейс?
Пассажиры из США судятся с «Аэрофлотом». Они подали иск в американский суд, требуя компенсации в размере 3,6 млн долларов за пропущенный рейс. Истцы утверждают, что прибыли в аэропорт «Шереметьево» более чем за два часа до рейса, но опоздали на посадку якобы из-за очередей на регистрацию багажа. Другой причиной опоздания они называют то, что им сложно было вовремя добраться до выхода на посадку из-за врожденного дефекта тазобедренного сустава у одного из истцов. В итоге они пришли на посадку менее чем за 20 минут, и сотрудники авиакомпании не пустили пассажиров на борт, хотя самолет еще стоял у гейта. В результате они не попали и на стыковочный рейс. Истцы улетели спустя примерно сутки, им пришлось покупать новые билеты. В этом они винят авиакомпанию и требуют возместить ущерб. В каких случаях пассажиры могут рассчитывать на компенсацию в случае опозданий при стыковке? Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «Допустим, пассажир приобрел билет на рейсы двух разных авиакомпаний с пересадкой. Если речь идет о том, что пересадка осуществляется, скажем так, в сером формате, то есть это не сквозная перевозка в рамках единого бронирования, а два совершенно отдельных билета, то в таком случае все риски, связанные с потерей стыковки из-за задержки первого рейса, ложатся на пассажира. И с высокой степенью вероятности какую-то компенсацию он не получает. По крайней мере, такова практика. Если речь идет о едином бронировании, когда приобретаются билеты на рейс партнерских авиакомпаний, то ситуация уже другая. Перевозчик, который продал вот эту сквозную перевозку, несет ответственность за сохранение стыковки и обязан отправить пассажира ближайшим рейсом. Причем у перевозчиков, как правило, на такие случаи существуют проработанные варианты компенсации, именно если потеряна стыковка». Даже если пассажиры опоздали на стыковку не по своей вине, они могут рассчитывать на компенсацию лишь в определенных случаях, объясняет PR-директор Aviasales Янис Дзенис: Янис Дзенис PR-директор Aviasales «Самое главное, что ваш рейс с пересадкой должен быть оформлен в рамках единого перелета. Вы вполне себе можете прилететь, скажем, в Хельсинки «Аэрофлотом», а из Хельсинки уже отправиться, скажем, в Нью-Йорк авиакомпанией Finnair. И даже в случае опоздания вас все равно должны будут разместить в гостинице, чтобы дождаться следующего рейса, и каким-то образом компенсировать ваши неудобства. Другое дело, если вы летите рейсами совершенно никак не связанными, то тут уже исключительно ваша ответственность, и именно поэтому очень важно очень четко подбирать время стыковки, не полениться и посмотреть, как дела в аэропорту стыковки и успеете ли вы дойти. И опытные путешественники, в общем, знают, что не стоит рисковать и на часовой стыковке может или вас самолет не дождаться, или чемодан ваш не успеют переложить. Тут как бы стоит быть чуть-чуть внимательнее и не хватать первый попавшийся билет, который вам кажется идеальным с точки зрения цены, но еще чуть-чуть подумать про то, насколько комфортна будет пересадка для вас». Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров говорит, что основания предъявлять претензии у пассажира могут быть в случае, если на первом плече транзита произошла задержка и по этой причине клиент опоздал на следующий рейс. Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Если все-таки виновным в этом опоздании является не первая авиакомпания, а сам пассажир, то в этом случае вторая авиакомпания не несет никакой ответственности. И если он явился на посадку за 20 минут до вылета самолета, конечно же, за 20 минут уже дверь закрывается и все опоздавшие на рейс не допускаются на законном основании». «Аэрофлот» ответил на запрос Business FM и прокомментировал ситуацию: Владимир Александров заместитель гендиректора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлот» изучает исковые требования пассажиров, проводится проверка по указанным обстоятельствам. Истцы сами указали на то, что опоздали на рейс, подтвердив, таким образом, ненадлежащее исполнение договора воздушной перевозки с их стороны. Считаем, что размер требований и характер обвинений можно расценивать как попытку оказать давление на авиакомпанию, в том числе с привлечением средств массовой информации, с целью дальнейшего заключения мирового соглашения на выгодных для себя условиях». По словам представителя авиакомпании, «Аэрофлот» будет «защищать свое доброе имя от таких нападок».