Дорогая Турция и рискованные скидки. Что нужно знать туристу в 2019 году 

Дорогая Турция и рискованные скидки. Что нужно знать туристу в 2019 году
Фото: РИА "ФедералПресс"
Турция: конец демпинга
Одним из неприятных сюрпризов нового года для российских туристов стало значительное удорожание путевок на турецкие курорты. «Пятидневный отпуск в мае в одном из пятизвездочных отелей в Белеке (район Антальи) по принципу „все включено“ в 2018-м обошелся нам в 56 тысяч рублей на двух человек. В этом году отдых в этом же отеле на тот же срок стоит 111 тысяч, по акции в первые дни января он продавался за 84 тысячи. Так что в этом году повторить вояж нам вряд ли удастся — зарплаты у нас остались прошлогодние», — рассказал «ФедералПресс» один из туристов.
Профессионалы тенденцию подтверждают, хотя в ее масштабах расходятся. К примеру, в  (АТОР) говорят, что рост цен на турецком направлении составил в среднем 15% (максимум 30%). Исполнительный директор Альянса туристических агентств говорит, что, по ее наблюдениям, в среднем отдых в этой стране стал дороже на 30–40% (в редких случаях цены скакнули на 80%).
Конечно, такой рост не может быть объяснен только изменением курсов валют. Турецкая лира в прошлом году тоже теряла позиции, местные отельеры должны были по логике сбивать цены, но они делали обратное, объясняет исполнительный директор АТОР : «Во-первых, в Турцию активно поехала Европа. Во-вторых, повысился спрос и на российском рынке. Мы наблюдали, как цены растут, весь прошлый год: не только летом, но и в „низкий“, зимний сезон».
А ведь еще недавно турецкий турбизнес низкими ценами заманивал россиян после снятия ограничений в авиасообщении между государствами. Теперь время демпинга закончилось.
Россия: лучше брать пакетом
По словам Натальи Осиповой, заметно повышение цен на путевки почти по всем популярным заграничным направлениям — в Грецию, Испанию, Италию, Таиланд. Осложняет ситуацию на рынке также то, что до сих пор недоступным для россиян остается массовый отдых в Египте. После оптимистических обещаний в октябре чартерное авиасообщение между государствами так и не восстановлено, сроки неизвестны. Между тем, уверена Ломидзе, открытие Египта, когда бы оно ни случилось, сразу повлияет на расклады на всех направлениях, в том числе на ценовую политику.
На российских курортах пока изменения цен незаметно. Хотя оно, конечно, произойдет — как минимум в масштабах общей инфляции. Кроме того, на стоимость перелетов на юг может повлиять удорожание авиатоплива, сказал директор компании «ВИП-сервис» .
Повышение цен на отдых за границей не принесет большой выгоды Краснодарскому краю и Крыму — большинство отдыхающих и так предпочитают отечественные берега. Регулярно отдыхают за рубежом 4–6% россиян, подсчитали в АТОР.
В отечественном туризме в последние два года наметилась новая тенденция. Операторы, в том числе те, кто раньше работал исключительно с заморскими курортами, стали развивать услуги и на внутреннем рынке. Поэтому, по словам туроператоров, в последнее время пакетные туры становятся дешевле самостоятельного отдыха. Иногда компании предлагают цены, сопоставимые со стоимостью перелета, отмечает Ломидзе. Прежде чем решиться на самостоятельную бронь отеля, стоит ознакомиться с ценами на готовые путевки, говорят в ассоциации.
Наталья Осипова советует обратить внимание также на «непопулярные» страны, которые пытаются сейчас привлечь туристов относительно низкими ценами, — это Куба, Вьетнам, Шри-Ланка.
Что будет с ценами дальше?
Прогнозов относительно того, сколько могут стоить туры позже, никто не делает — слишком много неизвестных. «Все будет зависеть от курсов валют, от стоимости авиабилетов, так как 50–70% в турпакетах — это авиационная перевозка. Та тенденция роста цен на топливо, которая была в прошлом году, может привести к коррекции цен на 10–15% именно по авиаперевозке. Если говорить о стоимости отдыха в гостинице, то в международных путешествиях тут прямая зависимость от курса валют. За прошлый год изменение в рублях составило 13%, хотя в валюте стоимость услуг в гостиницах не менялась», — объяснил Дмитрий Горин.
Представители рынка советуют туристам обратить внимание на раннее бронирование. «Такие акции уже стартовали в декабре и продолжатся включительно по февраль. Обычно покупка тура заблаговременно может сэкономить до 30%», — сказал Горин.
«Кто-то принимает решение бронировать сейчас, потому что прогноз не очень хороший на летние цены. Кто-то считает, что лучше подождать, — а вдруг будет дешевле летом. Мы советуем бронировать заранее, и совсем не потому, что это выгодно для туроператоров. Это экономически правильнее и для туристов», — сказала Осипова.
Директор агентства «Лагуна-тур» считает, что повышение стоимости туров пойдет отрасли только на пользу. Он напомнил, что с 2014 года продажи туроператоров снижались из-за санкций, падения уровня жизни в стране, политических и экономических рисков: «Я надеюсь, мы вышли из демпинга, ценовых войн операторов, и теперь все наконец-то начнут зарабатывать на туризме. Низкие цены — это тоже не очень хорошо, они только увеличивают риск банкротств».
Как не стать последним туристом?
По прогнозу АТОР, в 2019 году список юрлиц, занимающихся туристическим бизнесом, может сократиться на 20%. Именно такая часть компаний находится в зоне риска. «Ситуация ужесточается не только потому, что цены повышаются, хотя этот фактор, безусловно, один из ключевых, но еще и потому, что у людей нет денег», — говорит Майя Ломидзе.
Чаще всего под угрозой маленькие, нередко — недавно созданные фирмы, которые не могут конкурировать с лидерами рынка. Консолидация и укрупнение рынка идут несколько лет: слабые уходят, сильные становятся сильнее.
«Компании, которые прекратили свою деятельность в прошлом году, составляют менее 1% всего рынка. За последние годы сократилось число операторов по выездному туризму, он укрупнился, консолидировался. Крупнейшие операторы управляют своими авиакомпаниями, гостиницами. Но при этом и малый и средний бизнес тоже успешно развивается, прежде всего на внутреннем рынке. Никакого кризиса в отрасли нет», — рассказал Горин.
Однако туристические агентства продолжают жаловаться на свое положение. За последние 2 года операторы снизили комиссии для них до минимума, поставив мелкий и средний бизнес на грань выживания, говорит Наталья Осипова.
Специалисты советуют тщательно подходить к выбору операторов и агентов. Ответственность оператора может подтверждаться членством в АТОР. У турагентов своих реестров нет, поэтому лучше всего выбирать те из них, кто работает под брендом туроператоров, отмечает Ломидзе. Наталья Осипова советует обращаться прежде всего в крупные организации, которые финансово более устойчивы, и избегать недавно созданных фирм.
«Цена на туры должна быть адекватная. Если агенты предлагают вам скидку в 5%, помните, что операторы дают им комиссию в 7%. Такая путевка — это дорога в никуда. Ты можешь стать последним туристом, на котором все схлопнется», — предостерег Дмитрий Анпилогов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; pixabay.com
Видео дня. Где находятся самые жуткие водоемы мира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео