Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Дорогая Турция и рискованные скидки. Что нужно знать туристу в 2019 году

Турция: конец демпинга

Дорогая Турция и рискованные скидки. Что нужно знать туристу в 2019 году
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"

Одним из неприятных сюрпризов нового года для российских туристов стало значительное удорожание путевок на турецкие курорты. «Пятидневный отпуск в мае в одном из пятизвездочных отелей в Белеке (район Антальи) по принципу «все включено» в 2018-м обошелся нам в 56 тысяч рублей на двух человек. В этом году отдых в этом же отеле на тот же срок стоит 111 тысяч, по акции в первые дни января он продавался за 84 тысячи. Так что в этом году повторить вояж нам вряд ли удастся – зарплаты у нас остались прошлогодние», – рассказал «ФедералПресс» один из туристов.

Видео дня

Профессионалы тенденцию подтверждают, хотя в ее масштабах расходятся. К примеру, в (АТОР) говорят, что рост цен на турецком направлении составил в среднем 15 % (максимум 30 %). Исполнительный директор Альянса туристических агентств говорит, что, по ее наблюдениям, в среднем отдых в этой стране стал дороже на 30–40 % (в редких случаях цены скакнули на 80 %).

Конечно, такой рост не может быть объяснен только изменением курсов валют. Турецкая лира в прошлом году тоже теряла позиции, местные отельеры должны были по логике сбивать цены, но они делали обратное, объясняет исполнительный директор АТОР : «Во-первых, в Турцию активно поехала Европа. Во-вторых, повысился спрос и на российском рынке. Мы наблюдали, как цены растут, весь прошлый год: не только летом, но и в «низкий», зимний сезон».

А ведь еще недавно турецкий турбизнес низкими ценами заманивал россиян после снятия ограничений в авиасообщении между государствами. Теперь время демпинга закончилось.

Россия: лучше брать пакетом

По словам Натальи Осиповой, заметно повышение цен на путевки почти по всем популярным заграничным направлениям – в Грецию, Испанию, Италию, Таиланд. Осложняет ситуацию на рынке также то, что до сих пор недоступным для россиян остается массовый отдых в Египте. После оптимистических обещаний в октябре чартерное авиасообщение между государствами так и не восстановлено, сроки неизвестны. Между тем, уверена Ломидзе, открытие Египта, когда бы оно ни случилось, сразу повлияет на расклады на всех направлениях, в том числе на ценовую политику.

На российских курортах пока изменения цен незаметно. Хотя оно, конечно, произойдет – как минимум в масштабах общей инфляции. Кроме того, на стоимость перелетов на юг может повлиять удорожание авиатоплива, сказал директор компании «ВИП-сервис» .

Повышение цен на отдых за границей не принесет большой выгоды Краснодарскому краю и Крыму – большинство отдыхающих и так предпочитают отечественные берега. Регулярно отдыхают за рубежом 4–6 % россиян, подсчитали в АТОР.

В отечественном туризме в последние два года наметилась новая тенденция. Операторы, в том числе те, кто раньше работал исключительно с заморскими курортами, стали развивать услуги и на внутреннем рынке. Поэтому, по словам туроператоров, в последнее время пакетные туры становятся дешевле самостоятельного отдыха. Иногда компании предлагают цены, сопоставимые со стоимостью перелета, отмечает Ломидзе. Прежде чем решиться на самостоятельную бронь отеля, стоит ознакомиться с ценами на готовые путевки, говорят в ассоциации.

Наталья Осипова советует обратить внимание также на «непопулярные» страны, которые пытаются сейчас привлечь туристов относительно низкими ценами, – это Куба, Вьетнам, Шри-Ланка.

Что будет с ценами дальше?

Прогнозов относительно того, сколько могут стоить туры позже, никто не делает – слишком много неизвестных. «Все будет зависеть от курсов валют, от стоимости авиабилетов, так как 50–70 % в турпакетах – это авиационная перевозка. Та тенденция роста цен на топливо, которая была в прошлом году, может привести к коррекции цен на 10–15 % именно по авиаперевозке. Если говорить о стоимости отдыха в гостинице, то в международных путешествиях тут прямая зависимость от курса валют. За прошлый год изменение в рублях составило 13 %, хотя в валюте стоимость услуг в гостиницах не менялась», – объяснил Дмитрий Горин.

Представители рынка советуют туристам обратить внимание на раннее бронирование. «Такие акции уже стартовали в декабре и продолжатся включительно по февраль. Обычно покупка тура заблаговременно может сэкономить до 30 %», – сказал Горин.

«Кто-то принимает решение бронировать сейчас, потому что прогноз не очень хороший на летние цены. Кто-то считает, что лучше подождать, – а вдруг будет дешевле летом. Мы советуем бронировать заранее, и совсем не потому, что это выгодно для туроператоров. Это экономически правильнее и для туристов», – сказала Осипова.

Директор агентства «Лагуна-тур» считает, что повышение стоимости туров пойдет отрасли только на пользу. Он напомнил, что с 2014 года продажи туроператоров снижались из-за санкций, падения уровня жизни в стране, политических и экономических рисков: «Я надеюсь, мы вышли из демпинга, ценовых войн операторов, и теперь все наконец-то начнут зарабатывать на туризме. Низкие цены – это тоже не очень хорошо, они только увеличивают риск банкротств».

Как не стать последним туристом?

По прогнозу АТОР, в 2019 году список юрлиц, занимающихся туристическим бизнесом, может сократиться на 20 %. Именно такая часть компаний находится в зоне риска. «Ситуация ужесточается не только потому, что цены повышаются, хотя этот фактор, безусловно, один из ключевых, но еще и потому, что у людей нет денег», – говорит Майя Ломидзе.

Чаще всего под угрозой маленькие, нередко – недавно созданные фирмы, которые не могут конкурировать с лидерами рынка. Консолидация и укрупнение рынка идут несколько лет: слабые уходят, сильные становятся сильнее.

«Компании, которые прекратили свою деятельность в прошлом году, составляют менее 1 % всего рынка. За последние годы сократилось число операторов по выездному туризму, он укрупнился, консолидировался. Крупнейшие операторы управляют своими авиакомпаниями, гостиницами. Но при этом и малый и средний бизнес тоже успешно развивается, прежде всего на внутреннем рынке. Никакого кризиса в отрасли нет», – рассказал Горин.

Однако туристические агентства продолжают жаловаться на свое положение. За последние 2 года операторы снизили комиссии для них до минимума, поставив мелкий и средний бизнес на грань выживания, говорит Наталья Осипова.

Специалисты советуют тщательно подходить к выбору операторов и агентов. Ответственность оператора может подтверждаться членством в АТОР. У турагентов своих реестров нет, поэтому лучше всего выбирать те из них, кто работает под брендом туроператоров, отмечает Ломидзе. Наталья Осипова советует обращаться прежде всего в крупные организации, которые финансово более устойчивы, и избегать недавно созданных фирм.

«Цена на туры должна быть адекватная. Если агенты предлагают вам скидку в 5 %, помните, что операторы дают им комиссию в 7 %. Такая путевка – это дорога в никуда. Ты можешь стать последним туристом, на котором все схлопнется», – предостерег Дмитрий Анпилогов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; pixabay.com