Кто виноват, если туристы не попали на рейс из-за визы?

Путешественницы понадеялись на помощь турагента и потеряли новогодний тур Две путешественницы с детьми остались без новогодних каникул в Бахрейне и ждут ответа на претензию от турагента и оператора. 28 декабря в Домодедово их отказались посадить на рейс «Уральских авиалиний» из-за отсутствия виз. Одна из несостоявшихся туристок обратилась в редакцию HotLine.travel, чтобы разобраться, кто ответит за сорванный отдых? Тур в Бахрейн от Coral Travel на четверых почти за 300 тысяч рублей подруги купили в московском агентстве еще 30 октября 2018 года. В турпакет помощь в оформлении визы не входила. Менеджер объяснил, что это вполне можно сделать самостоятельно через сайт консульства www.evisa.gov.bh в электронном формате. Онлайн-визу в Бахрейн действительно оформляют на две недели, но не всем. Давая совет, в турагентстве не учли, что трое из четырех путешественников – граждане Беларуси. На сайте консульства Бахрейна россиянам предоставляется возможность оформить электронную визу, а белорусы могут подать электронную заявку, но для получения разрешения на въезд им всё равно придется посетить консульство в Минске. Туристки не сразу сориентировались в нюансах оформления электронной визы, кроме того, у них на руках еще не было ваучера на тур. В агентстве согласились помочь. Анкеты были поданы и оплачены турагентством от лица туристок 20 декабря. Консульский сбор за две визы составил 153 $. Эти деньги заказчицы перечислили менеджеру, а он оплатил визу. Вылет самолета «Уральских авиалиний» из Домодедово был запланирован на 28 декабря. К этому моменту на электронную почту путешественниц пришли билеты и ваучер, но никакого подтверждения, что виза одобрена, так и не появилось. Туристки волновались, и не зря – в аэропорту на стойке регистрации у них попросили распечатки с визами. «Начальник службы безопасности уточнил в Бахрейне о требовании виз для белорусов и сказал, что нас на рейс не возьмет. Турагентство рекомендовало, чтобы мы с ним договаривались, так как в Бахрейне у нас всё будет хорошо, а 28 декабря нам уже предложили написать заявку об аннулировании тура», – продолжает собеседница. Звонок в консульство Бахрейна в Москве 28 декабря подтвердил худшие опасения туристки – белорусам не оформляют электронные визы. В агентстве «1001 тур» уточнили, что клиенток еще при бронировании тура уведомили: визу нужно будет делать самостоятельно. «Мы со своей стороны предоставили все услуги, которые должны были предоставить по договору. Что касается претензии туристов: согласно заключенному договору передача документов туроператору для оформления визы не входила в турпродукт и не являлась существенным условием договора. Нами обязательства по заключенному договору выполнены в полном объеме, а документы туристам для осуществления путешествия предоставлены за три дня до вылета», – заверили в компании. Инициатива менеджера агентства объясняется разве что желанием по-человечески помочь своим клиентам. Адвокат Димитрий Морозов говорит, что в суде ответственный за ситуацию будет определяться по совокупности факторов: условий договора с туристами и реальности тех консультаций, которые им давались. Оценивать правильность консультации может суд или даже экспертиза. «Конечно, турагент должен разъяснять клиенту содержание пакета предоставляемых услуг – нужна или не нужна виза. Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, если виза является составляющей пакета, то ответственность несет туроператор. Если Coral вообще не предлагал визы, то можно говорить, что оператор ни при чем. А оценить, ввел агент туристов в заблуждение или не ввел, можно только исследовав переписку. По общему правилу агент – не визовый центр. И по Закону об основах туристской деятельности в РФ заниматься оформлением виз он не обязан», – поясняет Морозов.

Кто виноват, если туристы не попали на рейс из-за визы?
© HotLine.travel