Лидеры и аутсайдеры российского авиарынка-2018

Уходящий 2018 год, несмотря на пессимистические прогнозы, в целом стал относительно успешным для отечественной авиационной отрасли. Многие авиакомпании нарастили парк самолетов и процент занятости кресел, пассажиропоток также продолжает расти, хотя и меньшими темпами. Основной "головной болью" для перевозчиков стало дорожающее топливо, повысившее их издержки. Это негативно повлияло на бизнес ряда авиакомпаний. На этом фоне растет роль ведущего российского лоукостера – авиакомпании "Победа", полагают многие отраслевые аналитики.

Лидеры и аутсайдеры российского авиарынка-2018
© @comedy_nose/flickr.com

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

С одной стороны, уже по итогам ноября были превышены показатели прошлого года по количеству пассажиров, обслуженных российскими авиакомпаниями. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, в январе – ноябре авиакомпании перевезли 107,8 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Процент занятости кресел увеличился до 84,2%, а процент коммерческой загрузки – до 71,3%. При этом рост показывают практически все ведущие компании, разве что внутри группы "Аэрофлот" и группы S7 есть перераспределение – не увеличивали перевозки "Россия" и "Глобус".

Наиболее высокий рост пассажирооборота показали компании Red Wings (на 78,4%), "Победа" (на 67,2%), Royal Flight (на 21,5%) и "Азимут" (в 20 раз). При этом пассажирооборот "Аэрофлота" вырос на 6,2%, гораздо меньше, чем, например, у "Сибири" (15,8%) или "Уральских авиалиний" (14,3%).

С другой стороны, уже в минувшем месяце объем перевозок увеличился незначительно – всего на 2,6%, составив около 7,8 млн человек против 7,6 млн годом ранее. И, как ожидают специалисты отрасли, в следующем году рост пассажиропотока замедлится еще сильнее. Так, директор по авиационному маркетингу Московского аэропорта "Домодедово" Вячеслав Грушин считает, что в 2018 году пассажиропоток составит 143 млн человек (примерно +5,3 к 2017 году), а к 2025 году воздушные гавани России будут обслуживать уже 187 млн пассажиров. Среднегодовые темпы роста при этом составят 5,5%.

Таким образом, после падения, начавшегося в 2015 году на фоне санкций и девальвации рубля, рынок авиаперевозок показывает уверенный рост, даже несмотря на переход на зимнее расписание и весьма пессимистические настроения некоторых участников отрасли.

"Большинство авиакомпаний увеличивает перевозки за счет ввода в эксплуатацию все новых и новых воздушных судов, — пояснил исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. — Прирост парка продолжается, разве что Utair сохраняет численность своего флота на одном уровне, наращивая перевозки за счет повышения занятости кресел. Заметно увеличили парк авиакомпании "Победа" и Red Wings".

Что характерно, если в большинстве случаев увеличение провозных емкостей сопровождается снижением коэффициента занятости кресел, то оба перевозчика этот параметр только увеличили. "Победа" и вовсе является на российском рынке лидером среди компаний, работающих в регулярном сегменте: пустыми остаются только 5,4% кресел. Нужно напомнить, что еще 10 лет назад показатель занятости около 70% считался для авиакомпаний очень неплохим. Сегодня лидеры рынка имеют загрузку более 80%, добавил он.

СЕБЕ В УБЫТОК

На рынке авиаперевозок говорят: перевозки растут еще и за счет того, что, конкурируя друг с другом, и даже в убыток себе авиакомпании занижают стоимость авиабилетов. И в этой ситуации смогут выжить только гиганты, более-менее здоровые в финансовом плане. "Экономика авиакомпаний РФ подорвана ростом цен на авиатопливо, и убытки за год, прогнозировавшиеся ранее в 20 млрд рублей, превысят 50 млрд рублей", — говорит источник "Коммерсанта" в отрасли.

Авиакомпании совместно с Минтрансом продвигают инициативы, направленные на защиту отрасли от последствий роста цен на авиакеросин. Это и разовая выплата, и изменение механизма компенсаций на фоне роста акцизов. На днях Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая 27 российских авиакомпаний, попросила президента Владимира Путина ускорить предоставление господдержки в связи с подорожанием топлива, указав, что с ноября 2015 года по ноябрь нынешнего цена керосина росла втрое быстрее инфляции. По итогам текущего года АЭВТ оценила операционный убыток в 37-39 млрд рублей.

Однако попытки авиакомпаний ускорить получение субсидий встретили сопротивление в правительстве. По мнению ФАС, дорожающий авиакеросин – не главная из финансовых проблем отрасли. Регулятор утверждает, что в последние годы темпы роста цен на топливо были близки к инфляции, а первое место в расходах авиаторов составляет лизинг техники – 25%, тогда как на топливо уходит 22%.

"На рынке авиакеросина созданы институциональные предпосылки для устойчивого снабжения топливом, с него ушли посредники, перевозчики начали заключать прямые контракты с нефтяниками, появилась возможность покупать на бирже, — заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин "Коммерсанту". — Сейчас доля авиакомпаний в биржевой торговле незначительна, перевозчики не могут влиять на его цену. Продажи через биржу на балансовом пункте Московского авиаузла позволят увеличить долю перевозчиков в структуре покупателей, авиакомпании получают рыночные механизмы хеджирования рисков колебания цен".

Решений по этому поводу пока так и не принято, срок, данный правительству – конец первого квартала 2019 года. "Но мы понимаем, что в начале января авиакомпаниям нужно будет возвращать домой туристов, отправившихся на зимние каникулы на отдых. Расходы в этот период будут высокие – нужно оплачивать заправку топливом, аэропортовые сборы", — говорит Пантелеев.

Однако поступления от продажи билетов на вторую половину января, февраль и март будут минимальными. Авиакомпании могут столкнуться с кассовыми разрывами. А покрыть их за счет банковских кредитов смогут далеко не все, добавил эксперт. Многое будет зависеть от внешних факторов, особенно от господдержки, которую хорошо бы увеличить вдвое.

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

На этом фоне спокойней всех выглядит "Аэрофлот", которому государство помогает безусловно. Еще в октябре гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев выразил уверенность: к концу года пассажиропоток группы должен вырасти на 11,8% — до 56 млн пассажиров. А к 2023 году перевозки группы могут дойти до 90-100 млн пассажиров в год, то есть госкомпания рассчитывает даже не на половину рынка, а на значительную большую его часть. Это амбициозная задача для всей группы компаний.

Основной упор сделан на низкобюджетную "дочку" группы – лоукостер "Победа", которая в этом году, как обещает ее гендиректор Андрей Калмыков, перевезет 7 млн человек. Согласно планам руководства, через пять лет "Победа" нарастит пассажиропоток до 25-30 млн человек. Ожидания вполне могут сбыться, поскольку рост компании весьма стабилен. На сегодняшний день у "Победы" уже нет долга перед кредиторами, и она продолжает наращивать выручку. По объемам перевозок она вошла в первую десятку лоукостеров в Восточной Европе, и к нынешнему году перевезла уже 2 млн человек, которые никогда раньше не летали самолетом.

По словам Калмыкова в эфире телеканала "Россия 24", в 2018 году "Победа" ожидает "очень большую прибыль".

"Победа" действительно генерирует прибыль, — согласен Олег Пантелеев. – Этот перевозчик не выполняет перевозки по субсидируемым направлениям, все деньги он берет "с рынка". На днях совет директоров "Аэрофлота" одобрил две сделки по лизингу двадцати новейших Boeing 737-8 MAX именно для использования лоукостером. Да и в целом бизнес-планы "Победы" предусматривали достаточно интенсивный рост парка и в нынешнем, и в будущем десятилетии".

По словам Калмыкова, жесткий контроль за расходами позволяет "Победе" быть прибыльной и финансово независимой от "Аэрофлота". "Рынок авиаперевозок коррелирует с ВВП. Будет расти экономика — будет расти и наш рынок, — говорит гендиректор авиакомпании. — Но даже при сжимающемся рынке мы себя уверенно чувствуем. С нашими ценами мы всегда своего пассажира найдем. Если начнется борьба за рынок, у нас есть жир, мы сможем еще снизить цены".

"Теперь наступили не лучшие времена, не самые сытые и не самые простые, — заключает Пантелеев. — Многим стоит позаботиться не о количественном, а о качественном росте, о повышении эффективности. В свою очередь, лидеры, имеющие внутренние резервы, в такой ситуации неизбежно будут наращивать свою долю на рынке".