Ещё

За овербукинг оштрафуют на 200 тысяч рублей 

Фото: Парламентская газета
В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий наказание для перевозчиков, практикующих овербукинг — то есть продающих билетов на рейс больше, чем в самолёте мест. Штраф за такое нарушение предлагается установить в размере от 50 до 100 тысяч рублей. За повторное нарушение перевозчику будут грозить уже до 200 тысяч рублей штрафа. К ответственности привлекут и менеджеров авиакомпаний, которые заплатят 10-15 тысяч рублей за первое нарушение и до 30 тысяч за повторное.
Ответственность будет общая и персональная
Практика овербукинга появилась в США в 50-е годы прошлого века. Маркетологи подсчитали, что около десяти процентов пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билтоет, и получается, что часть мест пустует. Поэтому авиакомпании решили продавать больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации. В Соединённых Штатах, например, снимается с рейсов шесть пассажиров на десять тысяч.
В России достоверных данных о числе случаев овербукинга пока нет, тем не менее СМИ раз за разом сообщают о новых инцидентах. При этом компании зачастую остаются практически безнаказанными — не все пассажиры готовы писать заявления, собирать документы и чеки, может быть, и подавать в суд. Более того, граждане, получив устный отказ в посадке, не могут доказать факт нарушения, а перевозчик обычно ссылается на технический сбой. К тому же данные о количестве проданных билетов содержатся в полётной ведомости, доступ к которой ограничен.
Тем не менее авиаперевозчика теоретически можно оштрафовать на сумму 30 тысяч рублей, что, конечно, не соответствует размеру издержек и убытков пассажиров.
Автор законопроекта о повышении наказаний за овербукинг член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев («Единая Россия») напомнил «Парламентской газете», что по договору на авиакомпании лежит обязанность перевезти пассажира в указанный в билете пункт назначения с предоставлением места на воздушном судне. «Но в последнее время всё чаще встречаются случаи незаконных отказов пассажирам в посадке на рейс, не обусловленных нормами Воздушного кодекса РФ. Такое поведение авиакомпаний укрепляется из-за игнорирования проблемы со стороны государственных органов», — сказал депутат.
Инициативу уже рассмотрел и поддержал Координационный совет фракции «Единая Россия» в Госдуме, а Комитет палаты по транспорту инициативу пока не рассматривал. Об этом «Парламентской газете» рассказал член комитета Владимир Афонский. При этом он отметил, что авиакомпании сознательно продают больше билетов на рейс, чем кресел в самолёте, и нужно давно было найти на это управу.
«Я считаю, что документ надо принимать. Граждане не должны страдать. И если практика покажет, что авиакомпании продолжают подводить своих пассажиров, значит, надо будет ещё больше ужесточить наказания», — высказался Афонский. Он добавил, что депутаты сделают всё возможное, чтобы овербукинг навсегда ушёл в прошлое. «Думаю, что мы рассмотрим проект в первом чтении уже в январе», — уточнил парламентарий.
Пока одни говорили, другие сделали
С проблемой овербукинга ещё раньше планировал начать бороться Минтранс РФ. Несколько лет подряд в ведомстве говорили о необходимости привести в чувство авиакомпании, которые сегодня ощущают свою безнаказанность во многих вопросах: от задержки рейса и потери багажа до овербукинга. В августе 2018 года Минтранс предположил, что штрафы за сверхпродажу билетов могут зависеть от дальности полётов — менее 1500 км, от 1500 км до 3500 км, свыше 3500 км, а также можно дифференцировать компенсации пассажиру в зависимости от того, на какой рейс его не пустили — внутрироссийский или международный.
Ещё раньше Общероссийское объединение пассажиров направило в Минтранс письмо с предложениями по урегулированию ситуаций с овербукингом авиабилетов. В письме предлагалось в случае отказа в посадке при наличии билета возвращать пассажиру стоимость перелёта с учётом компенсации в количестве 180 размеров МРОТ, если дальность маршрута составляла до 1,5 тысячи километров. Триста размеров МРОТ предлагалось выплачивать за несостоявшийся перелёт дальностью от 1501 до 3500 километров и компенсацию в размере пятисот размеров МРОТ — за несостоявшийся перелёт дальностью более 3500 километров. МРОТ при этом должен был составлять 100 рублей, что прописано в законодательстве, не связанном с социальными выплатами.
Инициативу, обязывающую возвращать пассажирам, попавшим в ситуацию со сверхбронированием, десятикратную стоимость билетов, вносили в Госдуму и депутаты «Справедливой России», но Правительство тогда документ не поддержало.
Граждане не должны страдать. И если практика покажет, что авиакомпании продолжают подводить своих пассажиров, значит, надо будет ещё больше ужесточить наказания.
А вот в Евросоюзе давно введены высокие штрафы за овербукинг. 250 евро должна составить компенсация за несостоявшийся перелёт дальностью до 1,5 тысячи километров по вине авиаперевозчика, 400 евро — компенсация за несостоявшийся перелёт дальностью от 1,5 до 3,5 тысячи километров и до 600 евро можно получить за неслучившийся перелёт внутри Евросоюза, кроме того, речь идёт и о рейсах, прибывающих в аэропорты входящих в Евросоюз стран. Например, если европейская авиакомпания летит из Америки или Азии в Европу, то это также оценивается по европейскому законодательству.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео