Короткий век: почему авиакомпании отказываются от Ту-204

Авиакомпания Red Wings прекратила эксплуатацию парка из четырех среднемагистральных самолетов Ту-204, сообщили «Ведомости» 28 ноября. Компания была единственным авиаперевозчиком, использовавшим данный тип лайнеров на регулярных рейсах. Три судна переданы на хранение 411 авиаремонтному заводу, еще одно с августа остается в Уфе после возгорания силовой установки. «Никакой трагедии в этом нет: происходит естественная смена поколений, — заявил Forbes генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. — Ту-204 — это переходный этап от реактивных гражданских самолетов второго поколения 1960-х годов, таких как Ту-134/54, к третьему. К нему можно отнести первые модели современных лайнеров, например, Boeing-737». По словам эксперта, эксплуатация Ту-204 перестала быть экономически целесообразной из-за роста цен на авиационный керосин. Кроме того, авиакомпаниям сложно поддерживать летную готовность машины из-за низкого тиража самолетов — налицо дефицит запасных частей и технических специалистов. «Ту-204 постигла та же участь, что и лучший советский самолет, Ил-86. По современным меркам, самолет обладает малой тяговооруженностью, двигатель неэкономичный, чересчур шумный и «грязный». Из-за этого век любимого народом 86-го оказался коротким», — отметил Борис Рыбак. О фактическом сворачивании производственной программы Ту-204 стало известно в 2013 году: в правительственном проекте поправок в ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» было отмечено, что график производства воздушных судов был сокращен с 27 до 2 единиц. Как следует из пояснительной записки, корректировка планов по Ту-204 произошла из-за вступления России в ВТО, отразившегося на отечественном авиарынке. Высокая цена и недостаточное качество самолета не позволяет ему конкурировать с зарубежными аналогами, отмечали в Минпромторге. По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, самолет появился не в то время и не в том форм-факторе, который требовался рынку. «Ту-204 проектировался под растущие нужды авиаотрасли СССР, конструкторам необходимо было обеспечить повышенную вместимость и увеличение взлетной массы. Однако распад некогда единой структуры гражданской авиации на 400 отдельных эксплуатантов оказался для машины губительным: пассажиропоток катастрофически сократился. Самолет не попал в нужную нишу», — объясняет эксперт. «На фоне финансовых проблем у потенциальных эксплуатантов сложно было обеспечить модели серийность, необходимую для реализации ценового преимущества Ту-204 над зарубежными аналогами, — продолжил Пантелеев. — Хотя список авиакомпаний, закупивших 204 и его модификации, не так уж и мал, что говорит о привлекательности модели. Однако сегодня машины уже выработали межремонтный ресурс, а обеспечивать им ремонт достаточно тяжело из-за дефицита запчастей. Велик риск, что самолет не отобьет вложений. Кроме того, авиакомпании хотят иметь в парке модель, которая позволяла бы проводить ремонт по фактическому техническому состоянию, а не была жестко привязана к ремонтным интервалам. «Туполев» сегодня такого обеспечить не может». Несмотря на это, Ту-204 никуда не уходит, продолжил исполнительный директор агентства «Авиапорт». «Самолет продолжит летать в качестве грузовика «Почты России». Основная масса бортов будет использоваться специальными эксплуатантами, вроде президентского авиаотряда, в парках силовых ведомств, ряда российских финансовых организаций», — говорит Пантелеев. Ту-204/214 — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х годов на замену Ту-154. Производился с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. Всего было выпущено 85 машин, из которых 34 находились в эксплуатации на 2017 год. Самолет имеет ряд специальных модификаций: самолет-ретранслятор(214СР), воздушный пункт управления(214ПУ), специальный узел связи (214СУС) и борт, созданный в рамках программы «Открытое небо».

Короткий век: почему авиакомпании отказываются от Ту-204
© Forbes.ru