Продавец опыта: «Как меня развели в Стамбуле»

Подборка реальных историй Прямо сейчас по Стамбулу гуляют десятки чистильщиков обуви. Когда они проходят мимо туристов в туфлях или ботинках, то постоянно роняют щетку. Наивные туристы их окликают и возвращают рабочий инструмент. В ответ мужчины с благодарной улыбкой чистят гостям города обувь. И просят после этого заплатить 10 баксов. Никто же не говорил, что услуга бесплатная. Так произошло со мной неподалеку от Галатского моста. И наверняка произойдет с кем-нибудь сегодня. Мы сделали подборку реальных историй, чтобы рассказать, как еще вас могут обмануть в Стамбуле. Случайный или неслучайный прохожий Общение с незнакомцами может обернуться неприятностями в любом городе. Всюду есть вероятность встретить как честных людей, так и мошенников. Но если по тебе видно, что ты турист, который оказался в незнакомом месте, шансы стать жертвой мошенников значительно увеличиваются. Особенно в Стамбуле, где искусство извлекать деньги из карманов беспечных туристов оттачивалось веками. Войти в контакт с туристом, разговорить его, расположить к себе – первое, что должен сделать обманщик. Чем менее навязчивым получится знакомство, тем больше доверия будет со стороны жертвы. Те же чистильщики обуви не всегда роняют щетки. Могут и просто попросить прикурить. Вы помогаете ему, он бросается чистить вашу обувь. А когда услуга уже оказана – метаться, как говорится, поздно. Частенько в Стамбуле улыбчивые незнакомцы приглашают выпить по кружке пива или отдохнуть в модном ночном клубе, заверяя, что угощают. Но когда на счет набегает кругленькая сумма, они исчезают, а турист остается один на один с заведением. На площади Султанахмет промышляют обманщики, которые «дарят» туристам книги. Однако в обмен на презент они начинают просить что-нибудь взамен, жалуясь на свою тяжкую судьбу. И этим «чем-нибудь» обязательно окажутся деньги, на которые вы можете купить несколько таких же книг в магазине. Встретить на улочках Стамбула можно и колоритного ряженого мужчину с кувшином. Он предлагает туристам (и часто – их детям) утолить жажду, протягивая стакан с напитком. Но стоит немного пригубить, и отвертеться от платы за удовольствие уже не выйдет. «Тен долларс», – назовет сумму незнакомец. «Угощать» подобным образом могут и черешней, и бубликами. Стоит только попробовать подношение, как вы узнаете его цену, которая вряд ли будет меньше стоимости обеда в кафешке. Фокусы таксистов Стамбульские таксисты – отдельная категория местных жителей, от которых можно в любой момент ждать подвоха. Как и их коллеги из многих других городов, включать счетчики они не любят. Об этом их нужно отдельно просить. А не попросите – почти гарантированно переплатите, причем в несколько раз. Впрочем, и со счетчиком нужно быть внимательнее. Незаметное нажатие водителем на специальную кнопку, и цифра на счетчике «прыгает» на 10 лир. Конечно же, в этот момент водитель будет говорить что-то вроде «посмотрите направо», показывая какую-нибудь достопримечательность. Но фирменный трюк стамбульских таксистов – это замена купюры 50 лир на 5 лир. Эти банкноты похожи между собой размером и цветом. Вы отдаете водителю крупную купюру, а он говорит, что этого мало, – вы дали всего 5 лир. В этот момент, как правило, в его руках оказывается заранее приготовленная купюра, а ваша – уже надежно спрятана. Извольте доплатить, раз не произнесли вслух слово «фифти». Как правило, таксист-мошенник выбирает для места высадки пассажира крутой склон или проезжую часть, создавая помехи другим водителям. В такие моменты турист торопится и может не заметить, что ему в качестве сдачи выдали купюры меньшего номинала или вовсе фальшивые. Продавцы опыта И, конечно, где еще вас могут так профессионально обмануть, как не на восточном базаре? Здесь следует внимательно смотреть на ценники, а еще лучше – каждый раз уточнять у продавца, за какой вес указана цена. Нередко местные продавцы пишут цену не за килограмм специй, а, например, за полкило. Также уточняйте у них валюту, в которой следует платить. А то будете торговаться, снижать цену, а в итоге вдруг окажется, что продавец имел в виду сумму в евро, а не в лирах. Могут продавцы и неправильно выдать сдачу. Могут и заменить купюру или выдать фальшивку, как это делают таксисты. А могут взять деньги… и пропасть. Через некоторое время в лавку придет другой продавец и скажет, что отходил пить чай, а кому вы отдали деньги – не знает. Часто при выдаче сдачи русскоязычным туристам от продавцов можно услышать знакомое «Хорошо?» За этим обычно скрывается, что какая-то часть суммы остается ему на чай. Не отстают от уличных продавцов и владельцы заведений. Иметь два меню – с низкими и высокими ценами – для них в порядке вещей. Заказ вы будете делать по первому, а платить – по второму. Также в чеке могут оказаться блюда, которых вы не ели, или строчка «Сервис», достигающая иной раз 30 % от общей суммы. Ну а если вы имели неосторожность попробовать дополнительные закуски (мезе, выпечку) или напиток из того, что предлагал официант с репликой «фри», то не удивляйтесь, если их цена также окажется в итоговом чеке. Обманщиков бояться – в Стамбул не летать Встретить мошенников можно в любой части турецкого города. Фейковые гиды готовы показать «эксклюзивные достопримечательности, увидеть которые еще вчера было невозможно», или провести в «уникальные места, о которых никто не знает». Потом, конечно, окажется, что места никакие не особенные, а гид исчезнет, как только получит от вас оплату. Ушлые владельцы гостиниц и хостелов могут неправильно рассчитать счет в местной валюте или попытаться списать деньги с вашей карты, если вы отменили у них бронь. С неменьшей легкостью туриста могут обмануть в пунктах обмена валюты и сервисах аренды авто. Были бы деньги, а –способов выманить их у туриста в Стамбуле – не счесть. Как не стать жертвой мошенников? Сохраняйте бдительность, не ведитесь на бесплатный сыр и не торопитесь отдавать деньги незнакомцам. В любой подозрительной ситуации можно закричать «Полис» («полиция») и постараться привлечь к проблеме стражей порядка. Практика показывает, что этот крик оказывает на мошенников волшебный эффект и они предпочитают в такой ситуации оставить туриста в покое.