Авиабилет для визы: это легально?

Корреспондент HotLine.travel оценил риски бронирования самосгорающих билетов В некоторых случаях для получения визы с туристов требуют предъявить распечатку билета или подтверждение бронирования. Покупать билет не всегда целесообразно – планы могут измениться. А сдавать потом хлопотно и могут быть штрафы. В Интернете появились сервисы, предлагающие решить эту проблему за несколько сотен рублей. Насколько легальны их услуги и каковы риски? В этом разбирался корреспондент HotLine.travel Иван Любезный. Для начала определимся с терминами. Билет (электронный или бумажный) – это именной документ, подтверждающий ваше право на оплаченную перевозку. Маршрутная квитанция – подтверждение покупки билета в электронном виде. Ее можно распечатать. Главное отличие состоит в том, что электронный билет – это запись в базе данных авиаперевозчика, а маршрутная квитанция – подтверждение этой записи, но уже на бумажном носителе или в форме PDF-файла. Бронирование – предварительно оформленный заказ, который содержит детали маршрута и паспортные данные пассажира. Бронирование имеет тайм-лимит, в течение которого оно должно быть полностью оплачено. Найти бронирование в системе перевозчика можно по присвоенному идентификационному номеру. Для получения, например, шенгенской чешской визы согласно официальной информации визового центра этой страны необходимо в пакете подаваемых документов иметь подтверждение бронирования билетов (пункт 8). Сначала я решил попробовать самостоятельно забронировать без оплаты билет в Прагу на уикенд с 1 по 3 декабря на сайте «Аэрофлота». Чтобы не расставаться с деньгами сразу, выбрал вариант оплаты наличными. Появилось окно, в котором сообщается, что наличная оплата принимается в офисах сети «Связной». После этого на электронную почту пришло письмо с деталями бронирования. Его можно распечатать и предъявить по месту требования. Или сделать принтскрин экрана с информацией о бронировании. «Аэрофлот» в таком случае дает 24 часа или немного больше времени, если перевозка заказана по дорогому тарифу. Как мне пояснили в «Аэрофлоте», если позволяют правила применения конкретного тарифа, можно продлить тайм-лимит и отсрочить момент оплаты. Но для этого необходимо лично явиться в офис авиакомпании. Похожие правила и у других перевозчиков. Так что вариант вполне рабочий и бесплатный. Но насколько такая распечатка подходит для визы? Об этом ниже. А пока замечу, что существуют зарубежные сервисы, которые за небольшие деньги предлагают то же самое: забронировать билет, распечатку которого также можно предъявить по месту требования: Аналогичные услуги предлагают и у нас, причем дешевле – всего за 300 рублей. Набрав в поисковике Яндекса слова «билет для визы без оплаты», я выбрал наугад один из показанных в выдаче вариантов, зашел на сайт и быстро нашел нужную инструкцию: Прошел по пунктам, забронировал билет в Прагу с 1 по 3 декабря. Реально билет покупать не планировал, поэтому специально дешевого варианта не искал, а выбрал родной «Аэрофлот». Заполнил данные пассажира, в графе «Способ оплаты» указал «бронь для визы». Оплатил 300 рублей через сервис Яндекс.Деньги, и почти сразу же на почту пришла ссылка с подтверждением. Всё выглядело реально, все данные оказались правильными, документ был явно сгенерирован автоматически. Ожидаемо номера билета не было, присутствовал только код бронирования из шести латинских букв. Однако проверить реальность бронирования ни на сайте «Аэрофлота», ни через сервис CheckMyTrip с первого раза не получилось. Как потом объяснил знакомый авиакассир «Аэрофлота», код бронирования, который мне прислали, нужен для внутренней идентификации заказа в агентстве. Авиакомпания присваивает собственный код, и мне его любезно подсказали. Со второй попытки всё получилось – сайт «Аэрофлота» подтвердил созданное бронирование. Как и в первом случае, не оплаченная в течение 24 часов бронь аннулируется автоматически. Хотя на сайте агентства обещают держать бронь не менее семи дней. Через два дня на сайте «Аэрофлота» я повторно проверил бронирование – оно было аннулировано. Получается, что в этом пункте (срок действительности бронирования) покупателей услуги вводят в заблуждение. Но в некоторых случаях 24 часов теоретически вполне достаточно. Например, распечатка с таким бронированием может пригодиться при прохождении пограничного контроля в стране, где действует правило безвизового въезда на короткий срок (некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки). Пограничник может поинтересоваться наличием обратного билета, чтобы убедиться в вашем намерении покинуть страну в срок. Вполне возможно, что распечатка с подтверждением бронирования его вполне устроит. А может, и нет. Подведем итоги и оценим риски: Посредник создает для вас реальное бронирование. Обратиться с ним за визой можно, но всегда есть вероятность проверки информации визовым офицером. И если на момент проверки бронирование уже недействительно (закончился тайм-лимит), то есть реальный риск отказа в визе или во въезде в страну там, где требуется показать пограничнику обратный билет. Создать бронирование вы можете и сами, просто обратившись в авиакомпанию. Выбирайте тариф с максимальным тайм-лимитом для оплаты. Но и в этом случае может случиться так, что ваш документ проверят после истечения тайм-лимита и откажут в визе. Можно просто купить билет по возвратному тарифу. Но в этом случае авиакомпания удержит таксы и сборы. Кроме того, часть суммы еще может удержать и агент, если вы покупаете не напрямую у авиакомпании. В итоге на руки вы получите далеко не все деньги. Но это более надежный вариант, чем описанные выше. Главное – получите вы в итоге визу или нет, пустят ли вас в нужную страну, – зависит от того, насколько остальные документы вызовут доверие визового офицера или пограничника. Если вы ранее не нарушали правил за рубежом и у вас хорошая подтвержденная визовая история и полный требуемый пакет документов, то и проверять ваше бронирование, скорее всего, никто не будет. Желаем удачи и новых путешествий!

Авиабилет для визы: это легально?
© HotLine.travel