Для развития региональных аэропортов предлагают ввести инфраструктурный сбор

Остановить сокращение количества аэропортов и обеспечить развитие национальной аэропортовой сети позволит формирование дополнительных источников финансирования, таких как «инфраструктурный сбор». Об этом заявил гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень, выступая на слушаниях в Совете Федерации. Дискуссия была посвящена вопросам реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения в стране сети межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов. В последние годы в России наметилась тенденция на развитие внутренних, в том числе межрегиональных авиационных перевозок. В 2017 году впервые со времён СССР зафиксирован рекордный показатель: воздушным транспортом перевезено 105 миллионов пассажиров, из них 60 процентов — на внутренних рейсах. «За 9 месяцев 2018 года — тоже рост на 10 процентов: перевезено 90 миллионов пассажиров, из которых 60 процентов — внутри Российской Федерации. Между тем ещё несколько лет назад пропорция была прямо противоположной», — указал в ходе мероприятия замминистра транспорта Александр Юрчик. Тем не менее, отметили участники слушаний, существует и негативная тенденция: несмотря на рост пассажиропотока, продолжает сокращаться аэродромная сеть. Если в 1991 году в России действовали 1450 авиапредприятий, то в 2017 году их осталось всего 228, то есть прекратили своё существование 1222 аэропорта. Это стало причиной сокращения количества городов и населённых пунктов, связанных авиасообщением, почти в 3 раза: с 2200 до 800. По мнению Антона Корня, для того чтобы восстановить связность регионов и обеспечить поступательное развитие индустрии авиаперевозок, стране нужно как минимум втрое больше аэропортов — примерно 710. А остановить сокращение количества аэродромов и обеспечить развитие национальной аэропортовой сети позволит формирование дополнительных источников финансирования, таких как «инфраструктурный сбор». «В международной практике существует инфраструктурный сбор, когда пользователи отчисляют определённый процент за использование возможностей аэропортов. Например, в США 85 процентов развития аэропортовой инфраструктуры обеспечивается за счёт этого сбора с пользователей. В России также возникла необходимость таких сборов с участников авиационной деятельности», — убеждён Корень. По словам эксперта, новый налог следует взимать с международных пассажиров (кроме трансфертных), с обрабатываемых международных грузов, а также с компаний авиатопливообеспечения (кроме заправок транзитных рейсов). Только за счёт международных пассажиров этот сбор принесёт сотни миллиардов рублей в ближайшие 10 лет.