Лететь или не лететь. Что происходит с авиаперевозками в Сибири?

Сибирь находится за тысячи км от тёплых морей и европейской части России, поэтому сибиряки обречены летать. Однако авиабилеты дорожают. К тому же и к безопасности полётов возникают вопросы. Машины – не старые «Запланировали в ноябре отдохнуть в Таиланде, но недавно вот «Боинг» в Индонезии разбился, – переживает жительница Бердска Ольга Патрушева. – А что у нас с безопасностью? Самолёты старые, наверное?» Это не так. По данным Росавиации, парк лайнеров нельзя назвать изношенным. «Самолёты не старше 10 лет, – заверил и. о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Вячеслав Сороговец. – Все авиакомпании сейчас стараются обновить свой парк». Как сообщили в аэропорту Толмачёво, здесь готовы к обслуживанию в сложный осенне-зимний период. Закупили с запасом противообледенительную жидкость для обработки воздушных судов при неблагоприятных метеоусловиях, химреагенты для снегоуборочных машин – ведь состояние поверхности взлётной полосы должно быть безупречно. И персонал прошёл сезонную переподготовку. Кстати, сибиряки в этом году стали чаще летать. Поэтому увеличили число рейсов из Новосибирска в Баку и Ереван (до трёх раз в неделю), в Москву есть ежедневные рейсы, причём разных авиакомпаний. Нынче чаще, чем прошлой зимой, будут летать самолёты в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Сочи, Хабаровск, Магадан и другие города России. Выросло число рейсов из аэропортов Кемерово и Омска. Но есть и жалобы пассажиров на обслуживание. «Я лично наблюдал, как в Кемерово загрузили и повезли к самолёту багаж, – продолжает Вячеслав Сороговец, – по дороге два чемодана выпали. Много жалоб от пассажиров, что в Толмачёво долго приходится ждать, чтобы получить свой багаж. Так быть не должно. Мы работаем над недостатками». Что с ценами? Сибиряки хотели бы больше путешествовать, но делать это всё сложнее – в этом году заметно подорожали авиабилеты. «Причина в том, что на 40–50% выросла цена на авиатопливо плюс сборы в аэропортах, – объясняет Сороговец. – Но если купить невозвратные билеты за несколько месяцев до путешествия – они обойдутся дешевле. Возвратные – дороже. К тому же цены зависят от спроса, ведь это бизнес. Были жалобы на резкое подорожание билетов из Норильска. Оказалось, что там – ремонт воздушной полосы, поэтому отменили некоторые рейсы. А у северян есть деньги, они хотят в отпуск лететь». Правда, непонятно куда смотрел антимонопольный комитет... Кстати, сибиряки живо интересуются рейсами, которые субсидирует государство. Речь идёт о региональных авиаперевозках. Например, из Толмачёво можно улететь по дешёвым билетам в Горно-Алтайск, Томск, Надым, Северо-Енисейск, Ханты-Мансийск, Стрежевой и Ноябрьск. Планируется открытие новых из Новосибирска в Каргасок. Рейсы по этим направлениям будут выполнять авиакомпании: S7 Airlines, NordStar, Utair, «Турухан» и «СиЛА». Круглый год можно купить субсидированные билеты на детей, которые летят на отдых во Всероссийский детский центр «Океан». Из Новосибирска полёты выполняют авиакомпании S7 Airlines, «Аврора» и «Уральские авиалинии». «Люди постоянно следят за ценами на авиабилеты, – говорит заместитель начальника Восточно-Сибирского межрегионального управления воздушного транспорта (Иркутск) Сергей Целищев. – Порой, чтобы воспользоваться скидкой на перелёт до Москвы, пассажиры сначала на поезде добирались до Улан-Удэ. Как только начинается субсидирование маршрута, сразу резко возрастает пассажиропоток в этом направлении. Кстати, авиаперелёт от Иркутска до Улан-Удэ длится 40 минут, а на поезде добираться целую ночь».