Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Почему задерживают рейсы

Задержки рейсов в аэропорту — событие нередкое. Например, согласно статистике за 2017 год, учитывающей данные крупнейших аэропортов России, более 120 рейсов ежедневно вылетали с опозданием или вообще отменялись. Далеко не всегда причиной задержки рейсов становится нелётная погода.
Почему задерживают рейсы
Фото: News.ruNews.ru
Рейс может задержаться в аэропорту на час, на сутки и даже более. Особенно часто этим грешат чартеры. в 2017 году поручил усилить контроль за авиакомпаниями, и в случае массовых задержек чартерных рейсов предписал вносить в сертификат эксплуатанта ограничение на число рейсов вплоть до отзыва допусков на международные полёты. И хотя объективно самая распространённая причина задержки рейса — сложные метеоусловия, News.ru всё же попытался разобраться, какие же ещё обстоятельства могут помешать своевременному вылету?
Видео дня
Позднее прибытие самолёта
Авиакомпания на каждый рейс выделяет конкретное воздушное судно. При этом полёты планируются с минимальными промежуточными интервалами — чаще всего, лайнер проводит в аэропорту около часа между высадкой пассажиров предыдущего рейса и посадкой новых. Если предыдущий опоздал, то авиакомпания может предпринять попытку «разменять» лайнеры, чтобы не допустить задержку. Но если свободный борт не будет найден, то рейс задержат с формулировкой «позднее прибытие самолёта». Самолёт же, в свою очередь, может опоздать из-за задержки в предыдущем аэропорту отправления, а может задержаться непосредственно в пути, например, из-за сильного встречного ветра.
Техническая неисправность
Чаще всего, под техническими причинами понимаются незначительные с точки зрения безопасности неисправности, на корректировку которых уходит не более 30 минут. Для каждого воздушного судна производитель выдаёт инструкции: с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Допустимы, например, полёты с одним неисправным реверсом двигателя (реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги, ред.). Это безопасно, но требует перерасчёта дистанций для взлёта и посадки. В авиакомпаниях стараются не называть техническую неисправность в качестве причины задержки рейса — это настораживает пассажиров. Однако если она была обнаружена уже после того, как люди заняли свои места на борту, то пассажирам об этом скажут; если же поломку найдут до посадки, то клиенты авиакомпании, скорее всего, останутся в неведении.
Ошибки наземных служб
Час, проведённый самолётом в аэропорту между рейсами, наполнен событиями. Сначала к приземлившемуся судну подгоняется трап, высаживаются пассажиры, выгружается багаж, новый экипаж занимает свои рабочие места. Лайнер заправляется топливом и водой, проводится уборка салона, на борт загружают питание и багаж пассажиров следующего рейса. Сбой в цепочке необходимых действий приводит к задержке рейса. Иногда в аэропорту скапливаются очереди из пассажиров — на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Именно они становятся причиной опоздания с посадкой пассажиров — виноваты в этом соответствующие службы аэропорта.
Пассажиры
Пассажиры могут задерживаться к рейсу по самым разным причинам. У человека могут возникнуть проблемы со здоровьем непосредственно перед посадкой или даже уже на борту. Человека также могут снять с рейса, если он пьян и ведёт себя неадекватно. Иногда экипаж соглашается подождать опаздывающих пассажиров, особенно если это целая группа — и это тоже задерживает вылет.
Вопросы компенсаций
В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В отношении виновных применяются разного рода меры дисциплинарного воздействия. Пассажирам же важно знать, что в случае задержки вылета по вине перевозчика у них есть право на компенсацию ущерба. Европейские авиакомпании, такие как , Finnair, Alitalia, airBaltic, AirEuropa, Czech Airlines и так далее и турецкие (например, Onurair и AtlasGlobal.) предоставляют компенсацию до 600 евро. Точный размер зависит от времени задержки и дальности перелёта. Российские авиакомпании также восполняют пассажирам издержки — 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не свыше 50% цены билета. Все документы, имеющие отношение к рейсу, нужно тщательно сохранять и вести хронологию событий, если рейс задержали. Получить компенсацию в случае задержки чартерного рейса практически невозможно — туристические компании включают в договор пункт о том, что вылет может опоздать.
Существует специальное приложение AirHelp, которое даёт возможность авиапассажирам непосредственно в аэропорту проверить, полагается ли им за рейс финансовая компенсация. Оно бесплатно и доступно для скачивания в Play Store и App Store. После того, как AirHelp будет установлено на гаджет, пассажиру остаётся лишь отсканировать посадочный талон с помощью встроенного в приложение приспособления.
Помимо денежной компенсации, по Приказу Минтранса России 82 от 28.06.2007, все авиаперевозчики в случае задержки авиарейсов обеспечивают вылетающим напитки при задержке рейса до 2-х часов или горячее питание, если вылет откладывается на срок более 4-х часов. При задержке более 6 часов ночью и более 8 часов днём, пассажиров обязаны разместить в отеле. Помимо этого, гарантировано посещение комнаты матери и ребенка пассажиру с малышом до 7 лет — независимо от времени задержки. У клиентов авиакомпании также есть право на два бесплатных звонка или два электронных сообщения — при задержке рейса более 2-х часов. Хранение багажа также становится на всё это время обязанностью авиаперевозчика. Все услуги предоставляются бесплатно.
, , председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Самая главная причина задержек — метеоусловия. Это тотальная причина, по которой задерживаются рейсы во всём мире. Туман с нулевой видимостью — полёты прекращаются. Полоса обледенела — полётов нет. На втором месте — техническая неисправность и отсутствие резервных самолётов. Предположим, воздушное судно авиакомпании сломалось. Это техническое изделие, начинённое электроникой, и ломается оно точно также, как телевизоры, холодильники и стиральные машины. И если дефект обнаружен, а запасного борта нет, то идёт задержка рейса — лететь не на чем. На третьем месте — неявка пассажира на рейс. По правилам в такой ситуации авиакомпания обязана найти его багаж и снять его. А если чемоданов 300, то поиски могут занять ощутимое количество времени. Ещё одна из причин задержки рейсов — введение по этой трассе особого режима. Например, когда во вылетают первые лица государства, то аэропорт закрывается и вылеты откладываются. Но это случается значительно реже, чем задержки рейсов по причинам, перечисленным выше. В таких случаях пассажиру полагается компенсация — за каждый задержанный час полёта. Службы авиакомпании обязаны предоставить питание, стаканчик винца могут налить, чтобы веселее было дожидаться полёта. Если пассажир был размещён в гостинице или отправлен другим рейсом, то считается, что он добровольно пошёл на соглашение с авиакомпанией и в этом случае уже нельзя говорить о денежной компенсации за отложенный рейс. Но в любом случае авиакомпания несёт ответственность за задержку рейса. , бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Тема технической неисправности самолёта, которая может стать причиной задержки рейса, практически необъятная. В гражданской авиации существует «Список минимальных неисправностей». В базовых аэропортах ограничения по техническому состоянию самолёта очень большие — из такого аэропорта он должен вылетать полностью исправным. Если рейс совершается не с базового аэропорта, то тогда при обнаружении неполадок экипаж самолёта и инженерные службы руководствуются упомянутым списком минимальных неисправностей — судно может взлететь только тогда, когда обнаруженная мелкая неисправность входит в официальный перечень. При прибытии в аэропорт экипаж самолёта заполняет бортовой журнал. Если за время полёта были обнаружены какие-то неисправности, то запись о них обязательно вносится. Приходят инженерные службы, которые в короткое время исправляют обнаруженные дефекты. Если быстро исправить не удается, то объявляется задержка рейса. Запись в бортовом журнале никто не может игнорировать, и следующий экипаж уже по факту действий инженерной службы принимает решение о возможности выполнения рейса. На мой взгляд, среди всех причин, по которым в аэропортах объявляются задержки рейсов, технические неисправности самолёта занимают примерно 50%. Экипажи у нас обученные, но эти люди — не самоубийцы. На что-то незначительное из списка минимальных неисправностей они могут закрыть глаза, но в остальном — подход принципиальный.