Ещё

По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России 

По мандату в мавзолей, или Особенности национального туризма в России
Фото: РИА Недвижимость
МОСКВА, 2 ноя — РИА Недвижимость. С давних времен путешествия рассматривались как способ обогащения — и материального, и духовного. С развитием транспорта туризм стал массовым и начал приносить немалую экономическую выгоду городам. Сайт «РИА Недвижимость» вспомнил, как эта индустрия менялась в России на протяжении веков и какой стала сегодня.
От Византии до Мекки
В давние времена самостоятельно люди путешествовали крайне редко, обычно в дальние края их отправляли власти — чтобы узнать новые страны и города, чему-то там научиться у иностранцев, для установления политических и торговых взаимоотношений, а также для прокладки сухопутных дорог. Так, во времена Киевской Руси установились весьма тесные связи с Византией, что в итоге привело к принятию на Руси православия, отмечает pr-директор управляющей компании объединенной сети ТБГ и «Горячие туры» .
На Русь приезжали иностранные послы и купцы. В XIV-XV веках единственная «торговая дорога», соединявшая русские земли с Византией и итальянскими городами, позже — с Османской империей, проходила по воде до порта Сурож (современный Сударк в Крыму), и она контролировалась Золотой Ордой. В Москве этих купцов называли сурожанами, говорит историк, автор проекта «Иди и смотри необычную Москву» .
Въезд австрийского посольства в Москву
Во времена на Русь случайно попал английский купец . Он плыл на трех кораблях в Индию, но под Архангельском попал в сильный шторм, одно судно разбилось вдребезги, позже местные жители находили у побережья замороженные тела моряков. Выживших же, в том числе и самого Ченслора, доставили в Москву, рассказывает историк. «В итоге совершенно неожиданно начались торговые взаимоотношения наших стран: мы им поставляли рыбий жир, пушнину, воск, они нам — посуду и другие товары, которых у нас не было», — добавляет Леонова.
Репродукция картины художника Константина Савицкого «Встреча иконы» из собрания Государственной Третьяковской галереи
Внутренний туризм в те времена, по словам собеседницы агентства, выражался в первую очередь в виде паломничества в монастыри и лавры. За рубежом были свои яркие примеры, самый главный среди них — хадж — паломничество к Мекке. Поэтому у фамилий вернувшихся появлялась особая приставка — Хаджи. Но были и те, кто шел в Мекку, чтобы умереть. «Это считалось очень большим божественным благоволением умереть именно там», — поясняет Леонова.
В поисках смысла
В XVIII-XIX веках, с развитием дорожного сообщения между городами и странами, организацией пунктов смены лошадей и постоялых дворов, одиночных путешественников стало гораздо больше. Как рассказывает Леонова, в целом, таких туристов можно разделить на две основные категории. Это представители творческих профессий — архитекторы, скульпторы — которых отправляли на обучение за государственный счет, например, архитектор ездил в Рим за счет казны. И аристократия, которая путешествовала на собственные средства.
Знать выезжала за границу учиться, также часто ездили в Европу на воды лечиться, что сопровождалось туристическими поездками. «Выходили в горы, дышать свежим воздухом, или, как Достоевский, уезжали смотреть новые города», — рассказывает автор проекта «Иди и смотри необычную Москву».
В XIX веке многие отправлялись в далекие путешествия в поисках смысла жизни. Один из ярких примеров — путешествия художника , который начал, что интересно, с России. Рерих посетил 40 исторических городов в России, за это время создал около 990 этюдов, поднял вопрос об огромной художественной ценности русской иконописи и архитектуры. Он говорил, что «пора образованному русскому человеку узнать Русь», отмечает Леонова.
Картина Николая Рериха «Кришна»
Довольно много путешествовал и , например, он часто бывал на лечении на водах. По словам Леоновой, в 1880-х годах, когда у него наступил своеобразных кризис после публикаций в разных юмористических журналах, он решил отправиться в далекое путешествие. Сначала он хотел в кругосветку, потом думал поехать в Среднюю Азию, в Персию (так до 1935 года в западных странах называли Иран). В итоге Чехов отправился на Сахалин, путешествовал по морю, плыл через Шри-Ланку, тогда еще английскую колонию.
Каторжане перевозят бревна. Фотография привезена А. П. Чеховым из путешествия по Сахалину.
Первые туробщества
В 1845 году в Петербурге было основано . Это старейшее географическое общество в мире после Парижского, Берлинского и Лондонского. В числе его главных задач были сбор и распространение достоверных географических сведений, освоение Сибири и Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, развитие мореплавания, открытие и изучение новых земель, метеорология и климатология. Как отмечает Леонова, примечательно, что вступить в это общество мог кто угодно, то есть географом для этого быть было необязательно.
"Вид на Лену между Якутском и Олекминском". Иллюстрация из альбома «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычева, императорского русского географического общества действительного члена». 1856 г. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.
К концу XIX столетия начал зарождаться организованный туризм, говорит Иванова. Тогда стали создаваться общества туристической направленности, которые занимались организацией экскурсионных поездок, договаривались с гостиницами о специальных условиях размещения для своих членов, издавали путеводители и налаживали контакты с туристическими компаниями за рубежом. В качестве примера таких российских туркомпаний можно привести петербургское Общество велосипедистов-туристов, открытое в 1895 году.
В 1900 году также был основан первый в России клуб альпинистов — Русское горное общество. Члены этого клуба изучали горы на практике, причем задумка организаторов заключалась в том, чтобы обыкновенные туристы тоже приносили пользу науке: их горные восхождения сопровождались изучением флоры и фауны и так далее, отмечает Леонова.
Альпинисты а горах Тянь-Шаня
Спустя еще десятилетие в Москве начались регулярные экскурсионные поездки для школьников. В 1910 годах подмосковные губернии начали отправлять учеников на экскурсии в Москву за счет московского губернского земства. «Начинались такие выезды 10 мая, заканчивались 20 августа. Дети знакомились как с древними памятниками: Кремлем, Красной площадью, Оружейной палатой, разными соборами, палатами бояр Романовых и другими, так и с жизнью современного крупного города. Также дети посещали политехнический музей, смотрели на научные новинки, и зоологический сад — будущий городской зоопарк», — рассказывает Леонова.
Дадим по бюрократизму
После революции граждане нового государства ездили за границу, чтобы знакомиться с технологическими новинками. А также с архитектурой — так, кстати, у нас появились «сталинские» высоки. Много кто ездил в США, поскольку, по словам Леоновой, эта страна тогда признала нашу. «Ильф и Петров после поездки сняли „Одноэтажную Америку“, — добавляет она.
Американцы помогали СССР, например предприниматель . Он был лично знаком с Лениным, который ему выписал мандат на посещения в любое время дня и ночи. „Есть даже легенда, будто после смерти Владимира Ильича, когда он и лежал в мавзолее, Хаммер пришел к его дверям, но войти ему запретили. Тогда он достал мандат, и охрана его впустила“, — отмечает историк.
Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон (Ленина) (27 января 1924)
Иностранцы приезжали в СССР с большим интересом: они хотели посмотреть, что происходит в России после свержения монархии. В 1930 годы, по информации Леоновой, например, приезжали Герберт Уэллс, Роман Ролан. Как рассказывает историк, после открытия метро в Москву прибыли английские инженеры, и особенно им понравилась станция „Кропоткинская“. Они начали разыскивать архитектора — , а он в то время был под стражей из-за обвинений его брата в контрреволюционной деятельности. Архитектора сразу же выпустили, после он продолжил свой творческий путь.
Наземный вестибюль станции метро „Кропоткинская“ на Гоголевском бульваре
Еще с начала XX века постепенно во всем мире и в России развивался автомобильный туризм, но тогда было недостаточно бензоколонок, потому поездки были возможны только не недалекие расстояния. К 1930 годам заправок в СССР стало ощутимо больше, и этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами, чему способствовали также разнообразные автопробеги, описанные в романе „Золотой теленок“, с девизами вроде „дадим автопробегом по бюрократизму!“, отмечает Леонова.
Участники автопробега Москва — Кара-Кумы, кинооператоры (слева) и .
Линия партии
После Великой Отечественной войны некоторые открытые до этого города стали закрытыми для иностранцев, например, с 1959 года закрыли Горький (Нижний Новгород) из-за повышенного внимания иностранных гостей к расположенным там оборонным предприятиям. Также был закрытым Кронштадт, снова он стал доступен для посещений только в 1996 году.
В СССР иностранных туристов пускали, но после серьезных проверок и в основном организованными группами. Заниматься приемом зарубежных граждан могли только государственные туристические организации, гидами и экскурсоводами могли работать исключительно сотрудники этих компаний.
»Экскурсии устраивались по строго определенным маршрутам, в рассказах не допускалось никаких вольностей, баек и легенд, обязательно было придерживаться партийной линии. Старались меньше говорить об истории, редко называли имена бывших владельцев усадьб и зданий, упоминали только архитекторов, а затем много рассказывали о настоящем, о том, как теперь используется сооружение", — рассказывает Леонова.
Группа канадских школьников на Красной площади в Москве
Все эти правила касались не только иностранцев, но и отечественных туристов — партийной линии должны были придерживаться все без исключения. При этом самим советским гражданам было довольно сложно выехать за границу, особенно в западные страны.
После распада СССР и открытия железного занавеса началось активное развитие выездного туризма, стала формироваться современная туристическая индустрия. Тогда возникали туристические операторы, занимающиеся организацией туров как за рубеж, так и по России, а также множество туристических агентств, в которых эти туры продаются. «Россияне, которые прежде не имели возможности выезжать за рубеж, начали открывать для себя мир», — говорит Иванова.
Тренды современности
Новым витком в развитии туристической индустрии в России, по словам Ивановой, стало проведение Олимпиады в Сочи, а также чемпионата мира по футболу 2018 года. «Очень показательным стало проведение ЧМ-2018, на который съехалось множество иностранных болельщиков. Чемпионат также способствовал росту активности перемещения наших сограждан внутри страны», — отмечает Иванова.
К чемпионату готовились разные города страны, везде улучшалась инфраструктура, строились новые современные гостиницы. Сейчас практически в любом российском городе есть хорошие условия размещения, подходящие для гостей с любым бюджетом, отмечает кинопродюсер, учредитель российского клуба коллекционеров современного искусства . Как следствие, туристический поток иностранцев в Россию постепенно увеличивается. Например, по данным столичного департамента спорта и туризма, по итогам прошлого года Москву посетило 21,6 миллионов туристов. В 2018 году прогнозируется увеличение туристического потока примерно на 10%.
Многие иностранцы особенно отмечают изменения в столице России, связанные с созданием новых пешеходных пространств, с тем, что в центральной части города убрали мешающие красивым фото провода, а также рекламные растяжки. Теперь Москва, по уровню своего развития, приблизилась к европейским столицам. «Москва действительно заметно изменилась в лучшую сторону. С точки зрения приезжего просто несравнимо с тем, что было 10-12 лет назад. Вообще, это очень впечатляющий город: и благодаря своим размерам, и особому менталитету жителей», — поделился своими впечатлениями немецкий инженер-технолог по технологиям водоподготовки и водоочистки Юрген Хайнрихмайер.
Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield отмечает, что для туристов важно, что город чистый, есть зоны для прогулок, парки, магазины в формате стрит-ритейла, разнообразные кафе и рестораны. Но в контексте иностранного туризма акценты немного сдвигаются — большинство тех, кто прибывает в Москву из дальнего зарубежья с целью туризма, путешествуют в составе групп. Это связано с визовыми формальностями и языковым барьером.
Визовые трудности отмечает и Броше: «На мой взгляд, если бы визу в Россию можно было получить быстрее, то туристический поток увеличился бы». Впрочем, по словам Ивановой, власти помимо заключений двусторонних соглашений разными странами, готовы продолжать работу в направлении упрощения въездного режима в РФ, так как понимают, что отрасль способна принести весомый вклад в бюджет страны.
"Также для туристов важны сувениры. С этим в Москве тоже произошли существенные положительные изменения. Если в 1990-е — начале 2000-х можно было купить только матрешки и шапки-ушанки, то сейчас — большое количество разнообразнейших изделий, как традиционных, так и модерновых форм и технологий. Например, ростовская финифть традиционно предлагала изделия религиозной тематики, а сейчас делает и серьги, и броши, и кольца очень оригинальных форм при сохранении традиций в технологии росписи", — говорит Смирнова.
Для групповых туристов важно состояние объектов показа, интересная экскурсионная программа, организация работы наземного транспорта, и это в столице тоже улучшилось. Например, гораздо разнообразнее становятся экскурсионные программы. «Дело в том, что в последнее время многих экскурсантов уже не устраивают традиционные туры — растет спрос на необычные экскурсии. Но ими в основном пользуются сами же москвичи, желающие лучше узнать свой город», — заключает Леонова.
Видео дня. Российские аэропорты, удивляющие всех туристов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео