Как развивают городской туризм в Верхневолжье 

Как развивают городской туризм в Верхневолжье
Фото: Российская Газета
За атмосферойВ Ярославской области настолько хорошо уловили «городскую» тенденцию, что придумали не просто красочный бренд региона «Ярославия — среднерусская Гардарика» (то есть страна городов и крепостей, как называли Россию древние скандинавы), но и поместили в эту страну двенадцать старинных городов и городков, в том числе даже Мологу, затопленную в 1940-е годы при строительстве Рыбинского водохранилища. Причем каждый город получил свой статус. Например, Ярославль стал «солнечным городом», Молога — «городом-призраком», Мышкин — «городом купеческой славы», а Рыбинск — «городом аристократов» — потому что, по словам разработчиков бренда, этот город всегда формировал профессиональную аристократию: торговцев хлебом, инженеров, строителей авиадвигателей. Кстати, три ярославских губернатора из четырех тоже родились именно здесь. — Это удивительный конгломерат из 12 древнерусских городов, живущих в гармонии и культурном взаимодействии, — говорит директор департамента туризма Ярославской области . — Мне кажется, это та уникальность, которую мы можем показать миру. Расстояние между городами — 50-60 километров, это практически европейский формат. И мы предлагаем туристам для изучения наши необычные и очень разные города. Потому что каждый из них обладает своими культурными особенностями и своим культурным кодом. Не только на уровне речи, но и на уровне традиций.
Кстати, именно за этим кодом и уникальной атмосферой, по мнению специалистов, все чаще и едут люди в такие городки. — Городской туризм — это все-таки городская среда, — уверена начальник управления культуры, туризма, спорта и молодежной политики Гаврилов-Ямского района Галина Билялова. — И мне кажется, что чем меньше городок, тем он атмосфернее. Потому что там есть образ, стиль жизни. И так интересно, например, приезжему построить маршрут по тем дорожкам и тропинкам, где ходят местные жители и никогда не ходят туристы, которым предлагают традиционные объекты показа. У нас, например, до сих пор сохранились деревянные дома каморочного типа, «каморы» — целый микрорайон. Они были построены для работников льняной мануфактуры. В каждой комнате жила семья, была печка. Постройки потом реконструировали, но печки остались. Там особенная энергетика, какую редко где встретишь. Внимание к мелочамНа интерес приезжающих в города туристов к деталям, «которые широко не представлены и не афишированы», обратила внимание и координатор проекта «Союз городов „Золотое кольцо России“ со стороны мэрии Ярославля Ольга Лилеева, считающая, что неожиданные маршруты с деталями и мелочами, о которых знают только местные жители, „могут стать трендом в развитии туризма“. А согласно исследованию, проведенному преподавателем ярославского филиала Российского экономического университета Натальей Кормягиной, путешественники, например, пожилого возраста „однозначно едут за молодостью“. — Они едут за впечатлением, эмоцией, какими-то ностальгическими чувствами и так далее, — объясняет представитель РЭУ. — От таких туристов можно услышать: „А вот здесь я был, здесь познакомился со своей женой…“На особенностях городской среды, ее аутентичности, по мнению вице-президента Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Игоря Каверзина, должны базироваться и городские события, организуемые для привлечения туристов. Должны, но получается так далеко не всегда. — Если мы возьмем города среднерусской Гардарики и города Золотого кольца, то у туристов, приезжающих туда, особенно из-за границы, иногда происходит некое легкое дежавю. В событийном календаре ЗК и России в целом повторяющихся событий окажется очень много. И это проблема, — считает эксперт. В поисках балансаСпециалисты подчеркивают: если город развивается как туристический, он должен быть в первую очередь комфортным для самих жителей. — Вся туристская инфраструктура, о которой мы говорим, начиная с транспортной доступности и удобных городских пространств, — это то, чем горожане будут пользоваться чаще и больше, нежели приезжающие из других регионов путешественники, — поясняет вице-президент федерации рестораторов и отельеров . — Когда мы приводим город в порядок, мы делаем его более привлекательным и для жителей. Если город развивается как туристический, он должен быть в первую очередь комфортным для самих жителейА это, в свою очередь, способствует тому, что, по мнению Прасова, жители начинают сами влиять на турпотоки и даже их создавать, потому что невольно становятся „проводниками туризма в свой город“ — например, через соцсети, где размещают благоприятные отзывы и фотографии. Такого эффекта, судя по всему, нужно в скором времени ожидать, например, Рыбинску, где, к удовольствию жителей, планомерно приводят в порядок историческую часть города: преобразили Красную площадь, ремонтируют и реставрируют здания в прилегающих к ней кварталах. Кстати, по словам заместителя председателя правительства Ярославской области , турпоток в регион за девять месяцев года вырос на семь процентов — до трех миллионов 238 тысяч человек. А к 2025 году власти намерены довести его до восьми миллионов. И хотя избыточный туризм региону, да и всем соседним, пока явно не грозит, эксперты напоминают, что плохо сбалансированные турпрограммы могут не лучшим образом сказаться на жизни аборигенов. — Например, человек живет в каком-то доме. Он знает, что рядом есть магазинчик, недорогой ресторанчик. И вдруг постепенно при увеличении количества туристов он замечает, что магазин, где он покупал продукты питания, вдруг стал сувенирной лавкой, а ресторанчик перестал работать на „окружающую аудиторию“ и превратился в место, ориентированное исключительно на туристов — с бронированием и предбронированием столиков и дорогим меню. Соседи по подъезду вдруг исчезли, сдав свои квартиры для размещения приезжих, а те начали меняться чуть ли не каждый день и распивать на балконах спиртное, — описал Вадим Прасов жизнь простого барселонца после того, как в городе по следам Олимпиады-1992 начали активно развивать туризм. Сегодня на одного барселонца в год приходится по 20 гостей. В России ярчайший случай избыточного турпотока — маленькая карельская деревенька Кинерма с шестью жителями, куда после признания ее „самой красивой деревней России“ устремились тысячи туристов. Уставшие от такого внимания жители даже потребовали от властей убрать с трассы указатель на их деревню. Есть равный Барселоне рекордсмен и в Ярославской области — замечательный город Мышкин: шесть тысяч его жителей ежегодно принимают около 140 тысяч гостей. Правда, мышкинцы по этому поводу не ропщут, потому что, по сути, единственный источник дохода для города и горожан — туризм. Тем не менее эксперты предупреждают: во всем нужен баланс. КомпетентноСергей Кривоносов, заместитель председателя комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи:— Турпоток в регионы с каждым годом растет. Городской туризм — один из трендов ближайшего десятилетия. Современный городской туризм — это прежде всего развитая инфраструктура и, естественно, поддержка малого и среднего предпринимательства. Для сохранения и обновления туристической инфраструктуры необходимо перераспределение средств в рамках межбюджетных отношений в пользу муниципалитетов, и мы сейчас работаем над этим в Госдуме. Помимо этого, нужны доступные кредитные продукты и расширение программы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса. Кстати
По данным ресурса по бронированию жилья Tvil.ru, в десятку самых популярных городов ЦФО для путешествий в 2018 году вошли: Осташков, Суздаль, Воронеж, Переславль-Залесский, Тула, Ярославль, Тверь, Мышкин, Углич, Калуга.
Видео дня. Самые эпичные извержения вулканов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео