Киприоты могут. А мы что, хуже?

Почему маленький Кипр за свой счет возвращает российских туристов домой, а в России с этим все сложно? Буквально через несколько часов после объявления о планах банкротства авиакомпании Cobalt Air Минтранс Кипра принял решение вывезти российских туристов домой на самолете Cyprus Airways за госсчет. Наблюдатели задаются вопросом: почему киприоты способны быстро принять решение позаботиться о российских туристах, а наши власти нет? Кормить, размещать или вывезти? Реакция властей на события вокруг Cobalt Air, по мнению главы московского офиса по туризму Кипра Димитриса Димитриу, была вполне ожидаемой: «Возникла внештатная ситуация. И правительство нашей страны приняло единственно правильное решение вывезти российских туристов за свой счет». Есть и те, кто оценивает такой шаг не только как жест доброй воли, но и как абсолютно логичные с точки зрения экономики действия. «Кипр является туристическим государством, большая часть приезжих – туристы. Следовательно, при невозможности самого местного перевозчика исполнить перед ними обязательства государство решает, что дешевле: выделить условно 150 евро и вернуть людей на родину или размещать, кормить, платить компенсации, решать вопросы с продлением визы, а потом еще нести репутационные издержки», – комментирует учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Юрист уверен, что российские власти поступили бы так же, если бы речь шла об иностранных туристах: «По крайней мере, достигли бы с другими авиакомпаниями соглашения и приняли соответствующие межведомственные решения для отправки туристов на родину». Отраслевые юристы обращают внимание: у нас основная проблема в том, что отсутствуют законодательные инструменты для вызволения россиян из-за рубежа при дефолте отечественного перевозчика. Вспомним хотя бы один из последних примеров – крах «ВИМ-Авиа» в 2017 году. Тогда туроператоры, вывозившие туристов за свой счет, потеряли более полумиллиарда рублей, которые им никто не возместил. Из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» своего поста министра транспорта лишился Максим Соколов. А власти серьезно задумались о том, как не допустить подобного коллапса в будущем. Что сделано? В ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение создать фонд для вывоза пассажиров. Обсуждались разные варианты его наполнения: из фонда, формируемого в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, или средств, получаемых ПАО «Аэрофлот» от иностранных авиакомпаний за пролет над территорией РФ. Рассматривался и еще один вариант создания финансовой подушки безопасности для пассажиров – отчисление перевозчиками определенной суммы с каждого проданного билета. Со временем эту тему спустили на тормозах. «Я думаю, законопроект по такому фонду «на вывоз» никогда не пройдет. Слишком большая разница между крупными и региональными перевозчиками. Получится, что 80% всех взносов будет платить «Аэрофлот», – считает Георгий Мохов. В апреле 2018 года СМИ со ссылкой на заявление главы Росавиации Александра Нерадько сообщили, что разработан новый порядок вывоза клиентов авиакомпании, когда она не в состоянии выполнить свои обязательства. Он анонсировал, что государство возьмет на себя эти расходы. Подробности того, как будет действовать новый механизм, чиновник не раскрыл. С тех пор прошло уже полгода, но дальнейших подвижек не видно. Как отмечает советник главы Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин, предоставление субсидий из федерального бюджета предусмотрено и сейчас – в рамках Постановления Правительства № 1177 от 31 декабря 2009 года. Однако согласно этому документу финансирование выделяется только после того, как у перевозчика аннулирован сертификат эксплуатанта или действие этого документа приостановлено. Напомним, что в этом же году были внесены важные поправки в 132-ФЗ, касающиеся и внештатных ситуаций из-за банкротств туроператоров. По ним ассоциация «Турпомощь» будет использовать резервный фонд для вывоза туристов, только если компания объявила о прекращении деятельности или исключена из реестра. Напрашивается вывод: российским туристам, отправляющимся на отдых, надо иметь с собой запас средств на случай ЧП. Процесс оказания помощи в возвращении на родину может растянуться на долгое время. Если, конечно, виноватой в срыве обязательств не окажется кипрская авиакомпания...

Киприоты могут. А мы что, хуже?
© HotLine.travel