Есть ли туризм в Курской области?

Какой он, какова его структура? Да, к счастью, туризм в Курской области есть и с неплохой динамикой развивается! Еще 10 – 12 лет назад статистика регионального туризма была очень скромной, сейчас она меняется и меняется в положительную сторону. Конечно, мы еще не видим больших экскурсионных групп, гуляющих по центру Курска, Железногорска и Курчатова, но уже количество иностранцев и жителей других регионов РФ, посещающих Курскую область, растет! Касаемо структуры туризма в регионе скажу, здесь есть над чем работать! Самые распространенные виды туризма - выездной, въездной и внутренний. Сегодня очень большой перекос в сторону выездного туризма. Жители Курской области часто выезжают из региона с туристскими целями. Те, кто остается, реализуют свои желания отдохнуть на родине. И это большая часть организованных туристов. Внутренний туризм включает в себя организацию детского отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, отдых взрослых людей - рыбалку как на платных прудах, так и на бесплатных водоемах, охоту, и, конечно, экскурсионные туры в родном крае. Наименее развитый вид туризма в Курской области - въездной. Его основные участники - граждане, прибывшие к нам в регион с деловыми, познавательными и развлекательными целями. Деловой туризм – одно из направлений въездного. Есть еще и событийный. Связанный, например, с пребыванием в Курской области Курской Коренной икона Божией Матери «Знамение», или Коренской ярмарки и т.п. Владислав Александрович, коль скоро мы заговорили о проблемах во въездном туризме, то скажите, а что, действительно, можно показать приезжим или даже своим родственникам в Курской области? Только Марьино и Коренную? Какие есть маршруты по региону? Очень хороший вопрос! С него все начинается! Да, дворцовый ансамбль «Марьино» и Коренная Пустынь — это туристические Мекки Курской области, и хотелось бы отметить, что не в каждом регионе такие встречаются! Эти достопримечательности реальные точки притяжения! Но есть и другие интересные объекты, которые просто менее известны. Такие как сохранившаяся водяная мельница в Пристенском районе, голубые озера под Железногорском. К сожалению, вокруг не создана необходимая инфраструктура: кафе, хостелы - и поток туристов к ним слабоват. Но! Есть экскурсионные маршруты к усадьбе А.А. Фета, на Тепловские высоты, к карьеру МГОКа. Есть фольклорные туры - на хутор Песочное Медвенского района или к «Тимоне» в Суджанский район. Такой, знаете, сельский туризм… Сегодня туристско-информационный центр Областного центра туризма предлагает 10 основных маршрутов по региону для организованных и сборных групп с экскурсионными и познавательными целями. В числе новинок коллег из Областного центра туризма – гастрономические туры! Как раз сегодня на Координационном совете по развитию туризма они презентовали гастрономическую карту нашей области, которая размещена на сайте туристско-информационного центра: gokursk.ru Любой желающий может самостоятельно проложить водные маршруты по рекам Курской области, пешие маршруты, спланировать велосипедные и конные прогулки. Эти виды туризма сейчас становятся более популярными. Их называют самодеятельным туризмом и спортивным. Владислав Александрович, вы так интересно об этом рассказали, что картинка складывается очень хорошая: и нет проблем в региональном туризме и туристский потенциал региона уже полностью раскрыт! Так нужно ли вообще развивать это направления? Кто этим должен заниматься - власть или бизнес? Конечно, проблем очень много, и если все рассказывать, то одной беседой не ограничиться, придется обсуждать разные аспекты, начиная с нормативной базы и заканчивая условиями кредитования бизнеса. Но если вкратце, то так. Туризм базируется на удовлетворении познавательных и социальных целей человека. Туризм – это в первую очередь, по моему мнению, вид экономической деятельности, который включает рекламу, маркетинг регионального продукта. Это вид деятельности, формирующий имидж региона. Следовательно, развитие туризма - это задача для бизнес-сообщества. Но любой бизнес хорошо развивается в условиях, созданных для него государством. В точке пересечения интересов власти и бизнеса возникает высокое напряжение, потому что не всегда цели и задачи двух сторон совпадает. Нужен еще один регулятор. Я говорю об НКО, которые могли бы принять в развитие регионального туризма самую активную роль. Например, для развития внутреннего туризма можно открыть сборные автобусные экскурсии по области в выходные дни. Но бизнесу на начальном этапе не выгодно вкладываться в проект – затрат больше. И тут огромное поле для НКО, социального и молодежного предпринимательства, которые могут учитывать интересы государства, общества и бизнеса. В этом случае гарантирован позитивный результат. Но это общие фразы, а что конкретно нужно сделать региональной власти, бизнесу и общественным организациям для того, чтобы туризм развивался? Экономика - это очень сложный и тонкий инструмент, настроить который может только профессионал с душой! Давайте по порядку. Власть должна создать условия. Что это? Это четко сформулированная концепция развития туризма, отраженная в госпрограмме, разработанной при участии НКО и бизнеса. Сформировать ее можно только на площадке, на которой будут услышаны интересы всех участников. Такую площадку может подготовить заинтересованные НКО. Они же могут взять на себя роль по организации и проведению разного рода исследований, в том числе соцопросам. Именно в этих сферах у власти нет полномочий, а предпринимателям не выгодно заниматься подобными мелочами! Бизнесу отводится другая роль - самая «простая», но самая ответственная - развивать выгодные направления. При этом всем участникам процесса нужно помнить, что наши ошибки, я имею ввиду власть и общество, приведут к личной ответственности бизнеса в виде убытков. Именно предприниматель будет их оплачивать из своего кармана! Хорошо, Владислав Александрович, какие вы могли бы привести яркие примеры, улучшившие туризм в соседних регионах? Какие из них применимы у нас? Конечно, такие примеры есть: Дом Деда Мороза в Устюге, океанариум в Воронеже, зоопарк в Белгороде. Таких примеров много! Ну, а что касается Курской области, то у нас тоже есть хорошие объекты - хотя бы Централ-Парк. Но конкуренция среди подобных объектов уже очень высока. Я считаю, что курянам нужно выбрать иной путь. Не гнаться за крупными туристскими объектами и направлять все силы на привлечение крупного инвестора, который что-либо построит, а развивать услугу. Простую туристскую услугу на базе того, что имеем. Такая услуга, например, это тур выходного дня, который привлечет не только курян, но и жителей соседних регионов и даже столицы. Для этого уже есть база – не только туристские «жемчужины» Курской области, но и новые, пока не открытые «точки роста» отрасли: фермерские хозяйства, частные сыроварни и т.п. Нужно ясное понимание целей этого движения, которые обеспечит власть, НКО, готовые развивать идею, туристические компании – для ее воплощения.

Есть ли туризм в Курской области?
© КурскТВ