Глава Ростуризма рассказал, как повлияет повышение НДС на стоимость туров
Туроператор "Натали турс" оставил без отдыха тысячи туристов. Кто должен им компенсировать потери? Олег Сафонов: Это должны делать четыре юрлица, входящие в группу компаний "Натали турс" - "Панорама тур", "Агентство путешествий "НАТАЛИ", "Центр туризма "Согласие", туроператор "Натали турс". Правовых оснований для включения механизма страхового возмещения до прекращения этими юрлицами туроператорской деятельности нет. Что касается выплат, то это, к сожалению, единичные случаи. Согласно полученной от "Натали турс" информации, за два месяца были полностью возвращены средства не более чем по 20 договорам на общую сумму около 3,5 миллиона рублей. Это при том, что поступило 12 тысяч претензий и общем объеме обязательств перед туристами - 1,5 миллиарда рублей. "Электронная путевка" станет обязательной для использования не ранее 2019 года Клиентам "Натали турс" приходится решать вопрос в судебном порядке. Практически в 100 процентах подобных случаев суд принимает решение в пользу потребителя, однако судебные процедуры могут длиться долго. Мы считаем, что компании, входящие в группу "Натали турс", намеренно затягивают решение вопроса с выплатой возмещений туристам, чьи туры были аннулированы. Очевидно, что юристы этих компаний целенаправленно используют "лазейки" в законодательстве. Неужели нельзя было предпринять какие-то заблаговременные меры, чтобы не допустить такого развития событий? Олег Сафонов: Еще два с половиной года назад мы увидели "пробелы" в законодательстве, которыми могли воспользоваться недобросовестные участники рынка вроде "Натали турс" и начали работать над тем, чтобы устранить их. Но законотворческий процесс по объективным причинам не быстрый и не простой. Минкультуры и Ростуризм инициировали внесение изменений в законодательство, и все это время тесно работали с Госдумой и Советом Федерации, со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, с отраслевыми общественными объединениями. В результате с 3 сентября 2018 года вступает в силу новая норма законодательства, которая позволит исключать из Единого федерального реестра туроператоров сведения о компаниях, фактически прекративших свою туроператорскую деятельность. Что будет с "Натали турс" после 3 сентября? Ростуризм признает туроператора банкротом? Олег Сафонов: Признать банкротом Ростуризм никого не может. Этот вопрос решается в судебном порядке. Другое дело - исключение из Единого федерального реестра туроператоров сведений о компаниях, фактически прекративших свою туроператорскую деятельность. На днях я провел расширенное совещание по теме "Натали турс" с представителями минкультуры, МВД, Генпрокуратуры, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, Роспотребнадзора, Банка России, Ассоциации "Турпомощь", туристского и страхового бизнеса, а также руководителями юрлиц группы компаний "Натали турс". Мы потребовали от руководства группы компаний представить подтвержденные документами разъяснения, что сделано для возмещения ущерба и что предполагается сделать в ближайшей перспективе, чтобы полностью закрыть этот вопрос. Мы видим, что за более чем два месяца с момента аннулирования туров руководство "Натали турс" не предприняло действенных, чтобы возместить клиентам понесенные убытки. По информации группы, единственным выходом из сложившейся ситуации является привлечение привлечение дополнительных инвестиций. Ростуризм, со своей стороны, готов оказать всестороннее содействие в проведении переговоров "Натали турс" с потенциальными инвесторами. Причем считаем, что сделать это надо в максимально сжатые сроки. Что касается страховых выплат, то очевидно, что общая сумма, на которую застрахована гражданская ответственность входящих в "Натали турс" юрлиц, - 156 миллионов рублей - не соответствует реальным объемам их деятельности. Страховка покрывает немногим больше 10 процентов обязательств, которые приняли на себя эти компании. Это недопустимое соотношение. Оно является результатом того, что многие операции "Натали турс" в рамках оказания туристских услуг не были надлежащим образом задокументированы. Почему - вопрос отдельный. Как на будущее исключить подобные случаи? Олег Сафонов: Инструмент контроля за объемами реализованных туристских услуг уже создан - это единая информационная система "Электронная путевка". Она позволит сделать полностью прозрачным движение всех средств, принимаемых туроператорами от клиентов. Однако предполагается, что "Электронная путевка" станет обязательной для использования всеми участниками рынка не ранее следующего года. Этот летний сезон скоро завершится. Каковы его предварительные итоги? Олег Сафонов: Сезон еще продолжается, итоги будем подводить позже. Но туризм успешно развивается в этом году. Уже сейчас мы видим хорошую динамику, которая, надеюсь, будет сохраняться и дальше. Например, на сегодняшний день Крым посетило 4,4 миллиона человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года турпоток вырос на 28 процентов. Это очень хороший показатель. В этом году был введен новый пассажирский терминал в Симферополе, конечно же, сыграло роль открытие Крымского моста. Также была проведена работа, направленная на сдерживание повышения стоимости туристского продукта, и соотношение "цена - качество" сейчас находится на оптимальном уровне. Подорожают ли туры в связи с повышением НДС и ростом курса доллара? Олег Сафонов: Подобные изменения, к сожалению, приводят к росту стоимости и внутрироссийских, и заграничных турпоездок. Мы не ожидаем кардинальных "скачков" цен. Тем не менее мы всегда рекомендовали туристам заранее приобретать и в полном объеме оплачивать туристский продукт, минимизируя тем самым риски, связанные с изменением курса рубля. В связи с изменением курса турецкой лиры стоимость туров в Турцию как-то изменится для россиян? Олег Сафонов: Цена на туры номинируется в мировых валютах - долларе или евро, потому изменение курса национальной валюты какой-либо страны мало влияет на стоимость тура для граждан других государств. Не считаем нужным комментировать маркетинговую политику Турции. Наша задача - держать ситуацию на рынке под контролем и выстраивать эффективную маркетинговую политику на уровне государства в сегментах внутреннего и въездного туризма.