Погорели на отдыхе. Почему российские турфирмы массово закрываются

В России сокращается число туристических фирм и операторов. С начала 2018 года рынок покинули почти три тысячи компаний-продавцов. Причем волна закрытий затронула не только мелкие фирмы, но и крупных игроков, в числе которых была некогда популярная у россиян компания «Натали Турс». Как купить путевку и не получить взамен испорченный отдых, рассказывает «360». Этим летом на российском туристическом рынке наблюдается массовый уход продавцов пакетного отдыха. С начала года сегмент покинули около трех тысяч организаций, которые продавали услуги путешественникам, говорится в отчете Росстата. Это на 24% больше, чем за тот же период годом ранее. При этом «новичков» на рынке появилось на 13% меньше, чем за январь–май 2017-го. Так, в июне о банкротстве объявили Raduga Travel, «Матрешка-тур» и Polar Tour. А в июле существование прекратили «Аврора БГ», DSBW Tours и Intravel Stoleshniki. Август не стал исключением в череде закрытий: пару недель назад о приостановке деятельности сообщило ООО «Туротдых». Но самым громким за это лето стал уход с рынка старейшего оператора «Натали Турс». О финансовых проблемах компании стало известно в конце июня: тогда ее глава Владимир Воробьев заявил о необходимости свернуть чартерные программы на фоне низкого спроса. Спустя несколько дней о прекращении сотрудничества с «Натали Турс» заявили и принимающие туристов зарубежные партнеры, ссылаясь на отсутствие оплаты со стороны оператора. Продажа новых туров остановилась, все реализованные были аннулированы. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), компания отменила 30 тысяч пакетных туров на сумму около 1,2 миллиарда рублей. При этом «Натали Турс» была застрахована в «Ингосстрахе» всего на 50 миллионов рублей. То есть в случае начала выплат за каждый пакет клиенты получат менее двух тысяч рублей, что эквивалентно 4,2% от средней стоимости тура, подсчитали в АТОР. Но даже эти средства получить пока не удается. Дело в том, что формально о приостановке деятельности «Натали Турс» не заявляла, а без свидетельства о банкротстве страховой случай не наступает. В отношении «Натали Турс» ситуация получилась уникальной, отметил в беседе с «360» эксперт Общественной палаты РФ по туризму Роман Бобылев. «Начиная с 2016 года этот некогда крупный туроператор даже не входил в десятку лидеров рынка. Он не предоставлял конкурентоспособный продукт, поэтому демпинговал цены в ущерб себе. Сначала это дало эффект и туроператор работал за счет новых клиентов и оборотных средств, рассчитываясь средствами новых туристов по предыдущим обязательствам. В результате денежный поток иссяк и они не смогли расплатиться с партнерами», — отметил Бобылев. Уходит «мелочь» Источник фото: РИА «Новости»/Григорий Сысоев Несмотря на уход нескольких игроков с рынка, российская туриндустрия пребывает на подъеме, уверен член АТОР, советник главы Ростуризма Дмитрий Горин. По его словам, сейчас рынок покидают мелкие организаторы заграничного отдыха, которые не выдерживают конкуренции. В настоящее время в реестре туроператоров зарегистрировано порядка 600 компаний. Между тем доля закрывшихся компаний не превышает 1% от общего объема рынка. Причем это компании, чья клиентская сеть не была достаточно обширной. На деле потребность россиян в туристических услугах даже выросла: в этом году спрос на зарубежный отдых вырос на 10%, а на внутренний — на треть Дмитрий Горинсоветник главы Ростуризма. Закрываются в большинстве случаев даже не операторы, а посреднические организации. По мнению Романа Бобылева, сейчас в кризисе находятся именно фирмы, которые покупают тур у оператора и за агентское вознаграждение отправляют людей на отдых. «Турагентства находятся на грани выживания из-за отсутствия клиентов. Во-первых, россияне стали больше отдавать предпочтение внутреннему туризму, что сказывается на выручке турагентов. Во-вторых, растет популярность независимых систем бронирования, с помощью которых граждане планируют свой отдых. Также крупные операторы предоставляют путешественникам возможность самостоятельно забронировать тур со скидкой в их системе бронирования», — объяснил собеседник «360». Слова спикера подтверждает и статистика от исследовательской компании Ipsos Comcon. Согласно ее последнему анализу, в 2017 году только 66% россиян купили заграничные туры через агентства. Это на 10% меньше, чем четырьмя годами ранее. Причем чаще всего услугами посредников пользуются молодые семьи с детьми, предпочитающие отдых по системе all inclusive, а также пенсионеры. Проверка дилеров Источник фото: РИА «Новости»/Сергей Мальгавко Чтобы не испортить долгожданный отдых, эксперты советуют обращаться только к авторитетным операторам и проверять их репутацию на рынке. Также стоит посмотреть рейтинги, которые составляют агрегаторы туров, например, Travelata. Он оценивает операторов по десятку критериев, в числе которых наличие гарантий в отелях и принадлежность к международному холдингу. Нелишним будет заглянуть на рейтинг АТОР, советует Дмитрий Горин. «Нужно посмотреть, легально ли организация осуществляет свою деятельность. Для этого необходимо проверить на сайте Ростуризма, состоит ли она в федеральном реестре туроператоров», — подчеркнул эксперт. Например, туроператор Polar Tour был исключен из федерального реестра еще в 2016 году, но продавал людям услуги вплоть до закрытия в июне 2018-го. Кроме того, нужно убедиться, что у туроператора есть финансовое обеспечение от крупного страховщика: тогда, если фирма прогорит, шанс вернуть деньги намного выше. Проверить это можно также на сайте Ростуризма. Если под подозрение попала фирма, в которой вы обычно покупаете туры, необходимо проверить ее партнеров. Бывали ситуации, когда человек давно ходил в одну и ту же фирму, а она поменяла своих поставщиков. И это обернулось испорченным отдыхом, резюмировал Роман Бобылев.

Погорели на отдыхе. Почему российские турфирмы массово закрываются
© 360tv.ru