Лето-2018: Россияне любят отдыхать плохо и дорого

Анталия ожидает до конца года четыре миллиона российских туристов. Их хоть и много, но оставляют на турецких курортах они заметно меньше, чем отдыхающие из других стран – сказывается экономический кризис. По этой же причине все больше россиян отказываются от импортного отдыха в пользу Сочи, которому, впрочем, до уровня зарубежного сервиса еще расти и расти, а сэкономить там вряд ли у кого получается. СНГ потеснило всех. Надолго ли? Недавно я с семьей побывал на отдыхе в одном из турецких отелей в местечке Манавгат – это небольшой город рядом с куда более известным Сиде. Когда водитель экскурсионного автобуса развозил нас, туристов, из аэропорта Анталии по отелям, я обратил внимание на огромное количество строек. Первая, прибрежная, линия застроена давным-давно. Поэтому сейчас отели громоздятся уже и в нескольких километрах от побережья. На любой вкус: и небольшие, семейные, и огромные, с бассейнами и аквапарками. Хотя это вам не Сочи с их торговыми центрами и кинотеатрами: до Анталии почти 80 километров, а в самом 70-тысячном Манавгате смотреть особо не на что... Кроме, конечно, моря, которое и притягивает туристов со всего света. Но в первую очередь из СНГ. Наш отель – пятизвездочный, с собственным пляжем – оказался населен в основном русскоязычными туристами. Поговорил с персоналом: они и сами были удивлены такому количеству отдыхающих из России и Украины. В прошлом году, говорят, туристов из СНГ почти не было, и их место заняли обеспеченные турки, много было отдыхающих из Ирана и стран Персидского залива. Владельцы отеля на нынешний летний сезон даже заключили договор с каким-то университетом из Киргизии, чтобы тамошние студенты отправились в Манавгат на практику. Киргизские парни и девушки (они одинаково хорошо говорят на русском и понимают турецкий) работали барменами, официантами, горничными... Кажется, что россияне (а заодно украинцы и белорусы) уже окончательно вытеснили богатых европейцев из уже облюбованных ими отелей? И заодно заполняют новенькие гостиницы. Это только говорят, что побережье не резиновое: новых гостиниц строятся десятки. Если не сотни! Кстати, на сегодняшний день в Анталии только пятизвездочных отелей более четырехсот (это 352 тысячи мест). Вот и на днях президент Средиземноморской ассоциации отельеров Эркан Ягчи заявил: в нынешнем году, мол, поток российских туристов в Анталию увеличился на треть, и до конца года здесь ожидают принять не менее четырех миллионов отдыхающих из России. Завлекают их всеми доступными способами. В Москве через неделю пройдет турецкий Фестиваль туризма: в прошлом году на него пришло 153 тысячи зрителей, а в этом будет все двести тысяч. По словам президента турецкой федерации отельеров Османа Айыка, с учетом наружной рекламы и социальных медиа охвачено будет и вовсе миллиона человек. Деньги тратят немалые: как говорит Айык, на PR-сопровождение фестиваля потратили €4,2 миллиона. Россияне – самые жадные туристы Недавно Ассоциация отельеров Турция (TUROB) подвела итоги работы за первое полугодие. Выросли все показатели, которые только можно учесть: заполняемость отелей составила 63%, средняя стоимость номера – €65 евро, а выручка с каждого номера – €41 евро (выручка, кстати, выросла более чем на четверть). Небольшое падение финансовых показателей отельеры отметили в мае: эксперты считают, что это связано с Чемпионатом мира по футболу. Видимо, желающие понежиться на солнышке у Средиземного моря променяли эту возможность на просмотр матчей у телека. Падение продолжилось и в июне, и в июле... Кстати, четыре миллиона российских туристов, которых все же мечтают принять в Анталии, – это не так много, как кажется. В этом году Турция хочет принять 40 миллионов иностранцев, и ориентация – на богатых туристов из Западной Европы (прежде всего Германии) и Ближнего Востока (прежде всего Ирана). Вот и московский туристический фестиваль – далеко не единственный: только в этом году так же нахваливали турецкие отели на ярмарках в Лондоне, Берлине, Тегеране, Утрехте, Мадриде... В общем, по всему миру. Причем, в отличие от иранцев или немцев, россияне предпочитают отели «все включено». Как ни странно, ради экономии – они безвылазно сидят в гостинице, не тратя деньги на посещение местных ресторанов, музеев и торговых центров. Соответственно, в пересчете на сутки отдыха они оставляют в Турции всего $458 долларов, в то время как другие иностранцы в среднем $630 долларов. И вряд ли прижимистые россияне теперь будут в Турции оставаться в фаворе, учитывая, что среднюю выручку с каждого туриста здесь мечтают довести до тысячи долларов в сутки. Власти загоняют отрасль «в тень» Российским отельерам, похоже, еще учиться и учиться у турецких коллег. За время пребывания в отеле в Манавгате (хотя в Турции не впервые) не переставал удивляться, что здесь все работает, как швейцарские часы. Упавший с пальмы листик мгновенно сметает подоспевший уборщик, а мыло и бумажные полотенца в туалетах, кажется, не заканчиваются вообще никогда. Я ни разу не увидел переполненной урны, пустой салфетницы или пустой грязной тарелки на столе в ресторане. Можно ли такое представить даже в пятизвездочном российском отеле? Наверное, да. Но уж точно не в каждом. Достигается это, конечно, за счет жесткой корпоративной выучки. И, конечно, высокими зарплатами – чтобы работой дорожили. Интересно, когда такого же уровня сервиса мы достигнем и в России? Да и вообще, стоит ли Кавминводам или Сочи ориентироваться на «турецкий» формат отдыха? – Поверьте, у нас гостеприимства не меньше, чем за рубежом. Просто сейчас учиться гостиничному бизнесу в России негде, и часто приходят в эту сферу люди, которые к этой сфере раньше отношения не имели, – размышляет генеральный директор одного из крупнейших санаториев в Краснодарском крае, председатель правления «Народного университета Сочи» Дмитрий Богданов. – Когда мы знакомимся с жалобами, то подавляющее большинство из них связано отнюдь не с плохим сервисом. А с тем, что человек, выбирая себе место для отдыха, не совсем четко понимает, что он приобретает. То есть люди, подразумевая, что я сам умный и сам могу все сделать, даже Booking.com не читают – смотрят картинки и, в лучшем случае, пару отзывов. И умудряются к нам в санаторий приехать, даже не понимая, что это санаторий. Кстати, гости которые выбирают отдых через туристические компании, демонстрируют намного больший уровень удовлетворенности по итогам отдыха, чем те, кто бронирует сам. «СП»: – Турция отчиталась о рекордном росте выручки от отельного бизнеса в нынешнем году. Интересно, а в Сочи такая же ситуация? – Да, туристический поток растет, в том числе и денежный. Но наши власти толком так и не научились этот поток считать и с ним работать. Плюс (вернее, минус) – власти упорно загоняют всех в тень, то есть делают все, чтобы было как можно больше наличных расчетов и без какого-либо документального оформления. Кстати, один курорт в Сочи за год принимает намного больше людей, чем один курорт Турции изо всех российских городов – то есть поток неизмеримо больше. Но сравнивать Турцию и Сочи некорректно. Да, в плане пляжного отдыха Сочи уступает знаменитым пляжным курортам и отелям «все включено» в Турции, которая сделала ставку на то, чтобы отдых во дворцах был доступным для миллионов людей со всего мира. Но Сочи строился как лечебный курорт, а не как пляжный, и в этом его сильное преимущество.

Лето-2018: Россияне любят отдыхать плохо и дорого
© Свободная пресса