Мокрые дрова за 10 000 рублей: гримасы национального туризма
Куда податься москвичу этим летом? Как говорил герой Александра Абдулова в фильме «Тихие омуты»: «Я хочу в свой народ». Герою повезло: он купался в чистых водах озера, вдыхал аромат цветов, слушал пение птиц и лягушек, любовался козявками, наблюдал коров. И встречал на своем пути прекрасных русских людей. В эпоху «высоких» доллара и евро путешествия по России — популярный и для многих вынужденный вариант. «КВ» попытался выяснить, каковы главные плюсы и минусы внутрироссийского туризма, куда охотнее всего едут наши люди, а также послушал впечатления тех, кто уже успел отдохнуть. Специалисты рассказывают, что самым популярным направлением внутреннего туризма остается Золотое кольцо России, а также поездки по таким городам, как Казань, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Калининград. Эти путешествия хороши невысоким ценником и краткосрочностью, особенно если речь идет о трехдневном автобусном туре, для которого не обязательно брать отпуск. Кроме всевозможных туров выходного дня по Ярославскому и Горьковскому направлениям спросом пользуются также теплоходные туры с остановками в исторических городах России — но речные поездки на порядок дороже автобусных. Что касается лета, то наибольшим спросом пользуется Краснодарский край, и в первую очередь Сочи с хорошо развитой инфраструктурой и широким выбором вариантов размещения. Крым, привлекающий туристов разнообразной экскурсионной программой, также пользуется меньшей популярностью из-за высоких цен на отдых. Если брать поклонников гор, то тут лидирует Алтай. Любители горных красот и активного отдыха о такой поездке точно не пожалеют, но она далеко не всем по карману. — В поездках по России туристы все чаще отмечают высокий уровень сервиса в отелях, — говорит Екатерина Найденышева, руководитель отдела продаж индивидуальных и корпоративных туров. — Не только россияне, но и зарубежные клиенты довольны обслуживанием и питанием. На завтраки уже почти везде предлагается шведский стол, а не комплексные блюда. Самые лучшие отзывы мы получаем о Сочи, где к Олимпиаде были построены новые комфортабельные гостиничные комплексы. Если говорить о недостатках внутреннего туризма, то больше всего претензий у туристов, выбравших автобусные туры. Клиенты бывают недовольны дорожной инфраструктурой, жалуются, что часто не оборудованы нормальные остановки с кафе и туалетами. И сами туалеты иногда вызывают шок. Также путешественники традиционно жалуются на качество российских дорог, на пробки. А вот мнение Ильи Уманского, руководителя Комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России: «К сожалению, количество достойных предложений морского отдыха в нашей стране можно пересчитать по пальцам. У нас есть отели с системой «все включено», где уровень сервиса не будет уступать турецкому, а именно с Турцией принято сравнивать Россию. Но у нас такие отели — единичные случаи. Конкуренции нет — цены высокие. И есть список граждан, которым закрыт выезд за рубеж, но которые могут себе позволить дорогой и качественный отдых. В то же время до сих пор нет государственной программы, стимулирующей развитие туристической отрасли. Нужны инвестиции, а инвесторам все это неинтересно и сложно, ведь потребуется как минимум 10 лет, чтобы окупились вложения. Наша туристическая отрасль, увы, застряла между Советским Союзом и развитым рынком. Предложений мало, номерного фонда нет на многих направлениях. Сколько построено отелей к Олимпиаде в Сочи, посмотрите — они все заполнены сейчас. А думали, что их много. Спрос есть, выбора нет совсем. И речь идет не только о морском отдыхе. На Алтае, например, та же ситуация — нет номерного фонда, есть базы отдыха, и они заполнены. Откуда в этой ситуации штучных предложений взяться низким ценам? На курортах Калининградской области похожая история. Единичные отели предлагают очень дорогой отдых. Крым — нет запаса номеров. Среднестатистический потребитель чаще бывает разочарован. Или дорого, или плохо». Между тем туристических направлений в нашей стране множество. Разные регионы, разные климатические пояса, разный уровень услуг и цен. Но есть и общее у внутреннего туризма, и оно заключается в том, что у принимающей стороны, как и у нас с вами русский, до боли знакомый менталитет. И наши национальные черты зачастую определяют уровень и содержание российского туристического бизнеса. Антисервис по-русски Русская природа, древняя архитектура, сказочный колорит — такие притягательные картинки можно увидеть в рекламе. Но иногда при ближайшем рассмотрении уездный город N оказывается настоящим Адищенском, в котором природа существует сама по себе, отдельно от людей. Рассказывает москвичка Наталья Р.: — Недавно с семьей махнули в Переславль-Залесский, не были там никогда раньше. Через Интернет заказали домик на набережной с банькой. В этот же день позвонила хозяйка, как потом оказалось, вроде бы она не хозяйка, а уборщица в этом домике. И сказала: «Там на сайте у нас путаница, предлагают наш второй домик, который без бани. Вы же с баней хотели? Тогда надо на сайте бронь аннулировать, а я вам домик с баней лично забронирую, заплатите, как приедете. Только на 1000 рублей дороже будет». Мы согласились на эту сделку, а зря. Приезжаем в Переславль, знаменитый древними храмами и великолепным озером. По соседству с этой красотой — свалка, которая тянется через весь город по берегам речки, впадающей в озеро. Пакеты с мусором, пустые бутылки, тонны окурков. Мы подумали, что это туристы так замусорили берега, но вскоре увидели явно местные компании, которые сидели, пили, курили, все раскидывали вокруг себя. Домик наш размером своим и интерьером никак не тянул на 10 тысяч рублей в сутки. Хозяйка-уборщица отдала ключи и уехала, а у нас начались приключения. Дрова, которыми нам предложили растопить баню, оказались мокрыми, так что ближе к ночи приехал мастер с охапкой сухих и целый час растапливал камин. Горячей воды в домике и вовсе не оказалось. Вернее, она была в баке, которого хватило только на мытье посуды. Стали звонить хозяевам, но безрезультатно. Мылись по-походному, из кастрюли. На втором этаже обнаружили спальни с незастеленными кроватями и грязными окнами. А утром нас разбудила уборщица с требованием доплатить ей за вечерний привоз пачки дров и наши неотвеченные бесцеремонные звонки после 23.00. Когда ей задали вопрос, почему в доме нет горячей воды, она начала требовать ключи и угрожать полицией, обвиняя нас в том, что мы весь вечер их беспокоили… В итоге «виллу» с баней пришлось покидать впопыхах. В общем, деньги брать научились, а сервису элементарному — нет. Поэтому когда вы бронируете в Интернете частный дом, то не ждите, что вас ждет аналог шале в Альпах. Это будет избушка на курьих ножках, немытая, закопченная. Мой совет: останавливайтесь в отелях и только официальным путем. Дорогие родственнички Знаменитое русское гостеприимство иногда оборачивается нарушением границ между клиентом и персоналом частного сектора или небольших отелей. Вы вроде как турист, но вроде как и свой человек, приехавший в гости. Как от гостя от вас ждут задушевных разговоров и откровений. И никакой дистанции! Рассказывает Марина Костикова, путешественница со стажем: — Мы отдыхали в небольшом частном отеле на озере Селигер. Постояльцев было немного, все знали друг друга в лицо, здоровались, общались. За нами с живым интересом наблюдала местная администратор. Каждый раз, когда я проходила мимо столика ресепшен, она начинала разговор. «Куда сегодня собрались? Погода-то не очень». Или: «А это кто к сыну приехал? Невеста? А свадьба когда? Вам внуков-то пора уже нянчить». И все с такой доброй материнской улыбкой. Но от этой простоты бежать хотелось куда подальше. Однажды, проскочив мимо нее, открыв номер и зайдя внутрь, я услышала за спиной знакомый сладкий голос: «Ну как у вас тут дела? Уборка, может, нужна?» Администратор на мягких лапах прошла за мной в комнату и теперь стояла, озираясь. В центре композиции на кровати самозабвенно спал мой муж. Но это простую женщину не смутило: «Что это он у вас спит средь бела дня? Приболел или после вчерашнего?» Я резко ответила, что уборка не нужна, что обратимся, если нужно. Она ушла с таким лицом, как будто я выгнала из дома родную мать… Москвичу красный свет Увы, столичный турист в поездках по России нередко чувствует неприязнь к москвичам. Скрытую, но все же ядовито прорывающуюся наружу. Представьте сувенирный магазин с украшениями местных мастеров. Рассказывает Марина Костикова: — За прилавком продавщица, которая обслуживает молча — о чем с клиентами говорить? Украшения демонстрирует неохотно, как будто столичные туристы просят порыться в ее личном шкафу. Цены на бирюльки средние. Только один дорогой браслет покоится за отдельной витриной, как музейная ценность. «Покупает кто-то?» — интересуемся мы. «Москва скупает», — выдавливает из себя продавщица. Наконец и мы выбрали. Один комплект мне, второй — невестке. И тут продавщица не выдержала: «Что это вы невестке на целую тысячу дороже, чем себе, берете? У вас там все так делают, в Москве вашей?» Другая семья пришла в местный ресторан такого же городка, и им за Москву насчитали дополнительный кофе. А дневную обещанную скидку не дали. Третьим вовсе не принесли горячее. Москвичей иногда прижимают даже в местных музеях: кассиры не дают студенческую скидку учащимся московских вузов, говоря, что она действует только для студентов областных учебных заведений. Не нужно забывать, что, отдаляясь от столицы, вы увидите в меню новые экзотические блюда. Например, в одном из северных городов центральный ресторан предлагает отведать мясо медведя. «Как это, медведь, какой он?» — спросил Сергей Л., посетивший подобный ресторан. «Ну, вы знаете, — ответила официантка, поблескивая золотым зубом, — его вкус очень своеобразный. Он чем-то напоминает человеческое мясо». Кошкин дом и пьянство Среднестатистический отель уездного города пускает к себе постояльцев с животными. Не стоит забывать об этом туристам с аллергией и фобиями… Потому что именно здесь вы ночью в общем холле можете наткнуться на собаку Баскервилей, будь то молчаливый бультерьер или огнедышащий ротвейлер. Поскольку туристам разрешено приезжать с животными, то своих питомцев и хозяева отеля с радостью заводят. «Пахнет кошками? Так это ж Василий наш, он уж тут с открытия отеля живет». Кроме того, в древних российских городах ходит много раздавленных пьянством людей. Вот древний кремль, где дух захватывает от красоты и атмосферы места. Но стоит оказаться за его воротами — город выглядит так, как будто здесь прошла эпидемия чумы, а местные жители разбежались кто куда. Остались только бомжи и пьяницы. «Мы были в одном из городов Золотого кольца, и нас потрясла бедность и разруха вокруг, — продолжает Марина Костикова. — Когда возвращались в отель, нам навстречу из подворотни выбежала группа детей. Не подростков даже, младше. Но смотрели они на нас так страшно, что пришла в голову мысль: «Нас кирпичом по голове никто не огреет?» Нам рассказали, что почти в каждом доме городка можно приобрести самогон. Можно выпить за компанию с местными людьми, послушать их истории и почувствовать стыд за то, что живешь лучше, чем они. И боль за страну и за вот этих бабушек, которые в 60 выглядят на 80, за детей со взрослыми глазами, за полуразрушенные домики и выбитые окна+». Последняя рубашка Несмотря на все перечисленные нюансы доморощенного туристического бизнеса, хочется добавить оптимизма. Не все так мрачно. Про щедрость русской души слагаются легенды, а очарование и атмосфера русских городов дополняются и замечательными людьми. Продолжает Наталья Р.: — Те негативные моменты, которые имелись во время моих поездок по России, сполна компенсированы радушием и гостеприимством местных жителей. В маленьких городах ты можешь зайти в гости к малознакомым людям, где тебе помогут, где тебя поймут. Однажды после смерти близкого человека я отправилась в такой городок, чтобы привести в порядок мысли и чувства. Снимала комнату у одной старушки, которая за две недели стала мне родной бабушкой. Да и не только она. Все ее родственники, соседи, узнав о моем горе, старались меня поддержать, кто словом, кто делом. Возили по округе, показывали красивые места. Перед моим отъездом принесли варенья и соленья, я даже не все смогла увезти домой. И не только в маленьких городах так. Тот же Питер очень радушный город. Когда я была там в первый раз и бродила в поисках какого-то музея, прохожий, у которого я спросила дорогу, отправился провожать меня прямо до дверей, а это оказалось не близко. А однажды я замерзла в питерском кафе, попросила плед. Пледов там не было, и на мою просьбу официант, не меняя выражения лица, начал молча расстегивать на себе жилетку… Конечно, пустяк, но как приятно! Так что русская поговорка про последнюю рубашку — не миф». Источник