Один Алтай. Туризм у двух соседних регионов общий

Для многих жителей Европы Сибирь – это холодный регион, где жители Барнаула знают всех жителей Якутска. А для 140 млн жителей России Алтай – это Алтай. Без разделения на Алтайский край и Республику Алтай. Сибирская Швейцария со множеством природных зон – степными и горными озёрами, сосновыми борами, целебными источниками, альпийскими лугами, бурными реками и снежными вершинами. Межрегиональный туризм Как пишут на сайте томского туристического агентства - на Алтае не соскучишься. "Сама Томская область не лишена ни прелестей рыбалки - есть приличные реки и чистые озёра - ни множества турбаз и гостевых домиков. Но... это не Алтай - вечно таинственный и манящий". Алтай для туристической отрасли Сибири один, хотя жители соседних регионов, конечно, разбираются в отличиях края и республики. И отдых предлагается именно на Алтае, без разделения на регионы. Так, туристическое агентство Новосибирска все 89 гостиниц, отелей, курортов двух Алтаев перечисляет одним списком. Уровень комфорта – от 1 до 5 звёзд. На Телецком озере в двухзвёздочном отеле номер для двоих на неделю с завтраком обойдётся в 84 тыс. рублей. Полный пансион – 101 тыс. рублей. В Белокурихе проживание вдвоём в трёхзвёздочном санатории с полным пансионом стоит дешевле – 81 тыс. рублей в неделю. А отель «четыре звезды» в Майминском районе Республики Алтай потянет за неделю на 136 тыс. рублей. При этом кормить будут только завтраком. Сплавы по Катуни – предлагаются от 14 тыс. рублей за пять дней. И до 38 тыс. рублей за экстремальное водное путешествие сроком 10 дней. Конные туры по Алтаю предлагаются новосибирцам так же за 14-38 тыс. рублей. Пеший тур с сакральным смыслом к подножью Белухи – 21 тыс. рублей за 12 дней. У другой новосибирской туристической компании туры продаются в Горный Алтай, Белокуриху и Яровое. Конные туры по Алтаю - от 17 до 37 тыс. рублей. Номера в Яровом – от 2 тыс. рублей в сутки. Конечно, большинство туров, так или иначе, связано с Горным Алтаем. Насыщенную программу только в Алтайском крае турфирмы Сибири пока не готовы предлагать. Да есть спокойный отдых в Белокурихе, но значительная часть туристов выбирает активные туры – конные, водные, пешие, горные, комбинированные – и это - Горный Алтай. Но сибирские туроператоры хотят продавать весь Алтай целиком, предлагать то, что может понравиться отдыхающим в обоих алтайских регионах. Поэтому у многих в карте предложений "Отдыха на Алтае" есть межрегиональные туры. Так 11-дневное путешествие для любопытных, стоимостью 68 тыс. рублей, начинается в Солонешенском районе Алтайского края, захватывает Чемал, Телецкое озеро, Бирюзовую Катунь, Белокуриху и заканчивается в Бийске и Барнауле. Туристов возят на автобусе, ночёвки проходят в гостиницах – иногда удобства в номере, иногда на этаже. Кормят три раза в день, предусматриваются дополнительные экскурсии за отдельную плату. И нигде не упоминается, что путешествие длинной в 2,5 тыс. километров проходит по территории двух субъектов Российской Федерации – это просто познание Алтая. У другой компании межрегиональных туров два, но проще. Например, за 39 тыс. рублей туристам за восемь дней обещают показать краеведческий музей в Барнауле, город Бийск, Белокуриху, Телецкое озеро, Горно-Алтайск, Чемал, Манжерок, гору Синюху и музей Шукшина в Сростках. В стоимость тура входят экскурсии, трёхразовое питание и проживание в благоустроенных номерах. Бренд "Алтай" Президент Алтайской региональной ассоциации туризма Елена Красулина этим летом признала, что для туристов не существует деления на Алтайский край и Республику Алтай. По её словам, совместное позиционирование двух соседних регионов в ходе создания единого бренда Алтая, позволит стратегически подходить к планированию мероприятий, контролю качества услуг. Без объединения брендов двух Алтаев будет сложно работать гидам - они должны будут проходить двойную аттестацию, так как многие маршруты проходят через два региона сразу. Но для создания единого бренда необходимо решение властей двух Алтаев. "Рекламные туры должны проходить не только по территории Алтайского края, но и Республики Алтай. Должна быть обширная география. Тогда и представление об Алтае у людей, которые приезжают из центральных городов России, будет другое", - отметил член правления региональной ассоциации туризма Александр Смирнов. До сих пор у двух регионов фактически не было общих проектов в сфере туризма, несмотря на общие границы, общий Чуйский тракт и Катунь, которая родная и жителям Усть-Коксы и жителям Сросток. Каждый регион до последнего времени реализовывал свои программы развития туризма, привлечения гостей, мало советуясь с соседом. Только в этом году всерьёз заговорили о необходимости единого туристического бренда. По информации директора барнаульской туристической компании Ирины Слесаревой, в бизнесе и у потребителей туристических услуг никогда не было деления Алтая на край и республику. "Мы работаем с поставщиками обеих сторон, проектируем свои маршруты в пределах Алтайского региона, основываясь на спросе и разнообразии туристических ресурсов", - сказала она. Работникам туристической отрасли даже немного жаль среднестатистического российского туриста, так у него складывался искажённый образ отдыха на Алтае. Информационным продвижением рекреационных ресурсов больше занимался Алтайский край, а интерес вызывали и вызывают красоты Республики Алтай. Тем более странно туристическое размежевание регионов выглядело на зарубежных рынках, где Алтай воспринимается не как отдельная ценность, а как часть Центральной Азии. "Золотое кольцо Сибири" Пока на Алтае думают, как создать и продвигать единый туристический бренд, в стране, с подачи Русского географического общества, уже второй год обсуждается проект "Золотого кольца Сибири". Планируется, что в течение 2018 года группа экспертов и путешественников Русского географического общества посетит 12 регионов Сибири - Томскую, Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Иркутскую области, Красноярский, Алтайский, Забайкальский края. А так же республики Алтай, Хакасия, Тыва и Бурятия. В планах экспертный осмотр достопримечательностей регионов, с протоколированием объектов для включения в межрегиональный маршрут "Золотое кольцо Сибири". В Алтайском крае для включения в «кольцо» предложено 14 объектов – в том числе Белокуриха, музеи Титова и Золотухина, горная Колывань, степные озера и туристический кластер "Барнаул – горнозаводской город". Член федеральной комиссии РГО по развитию туризма Юлия Калюжная, сообщила, что эксперты уже ознакомились с Денисовой пещерой, осмотрели несколько урочищ, объекты сельского туризма. Всем понравился музей Титова - современный, которым можно гордиться. Он наверняка войдёт в итоговый перечень объектов "Золотого кольца". В Горном Алтае в число межрегиональных туристических жемчужин могут включить такие объекты как Чуйский тракт, Телецкое озеро, гору Белуха, Чулышманскую долину и гору Актру, которые на сегодняшний момент являются центрами притяжения туристов. Многое в развитии идеи "Золотого кольца Сибири" зависит от инфраструктурных возможностей – наличия мест размещения и питания, степени сложности осмотра достопримечательностей – они должны быть доступны для всех. Но очевидно, что в области туризма давно было пора отказаться от разделения Алтая на краевой и республиканский – несмотря на многолетние усилия властей двух регионов, этого разъединения в умах туристов так и не произошло. Алтай всегда один и един – двух разных Алтаев нет.

Один Алтай. Туризм у двух соседних регионов общий
© АиФ - Алтай