На юге России отельеры и рестораторы подсчитали прибыль от ЧМ-2018

По данным аналитиков международного рейтингового агентства Moody.s Investors, экономика регионов, принимающих матчи ЧМ-2018, вырастет в нынешнем году в среднем не более чем на три процента. Это объясняется тем, что секторы экономики, которые должны были получить максимальный эффект от футбольного первенства, не являются ключевыми. Речь идет о гостиничном бизнесе, торговле и транспорте. Серьезный стимул, помимо гостиничной инфраструктуры, получили рестораны, кафе и турбюро. Ростовская область, наряду с Мордовией и Калининградской областью, вошла в число регионов, где ожидается максимальный положительный эффект от проведения ЧМ-2018. В Ростове, по данным аналитического агентства Турстат, матчи чемпионата увидели больше 100 тысяч иностранных туристов, а посетили игры свыше 172 тысяч человек. По посещаемости южная столица занимает четвертое место среди городов России, уступая Москве, Санкт-Петербургу и Сочи. Разумеется, сохранить четвертую строчку в рейтинге не получится, донскую столицу обгонят города, где проходили следующие этапы чемпионата. Владельцы же ростовских гостиниц и хостелов, кафе и ресторанов уже подсчитывают прибыль. Рестораторы сетуют, что большинство арендодателей увеличили размер платы на три месяца, май, июнь и июль. А из-за ограничения на въезд большегрузных машин пришлось арендовать дополнительные склады и холодильники для продуктов. Но все же внакладе они не остались. - Поток гостей был огромным, но выиграли, в первую очередь, мировые бренды фастфуда. Не обижены и те предприятия питания, которые были расположены на пути футбольных болельщиков к стадиону или вблизи от него, - рассказал менеджер кафе, расположенного в центре города, Максим Подгорный. - Необходимо было заранее продумать установку летних веранд, наличие меню на английском языке и говорящих на английском официантов. Нам пришлось удвоить персонал, к тому же англоговорящие сотрудники потребовали большей зарплаты, но эти затраты оправдались. Наше кафе расположено очень удачно, мы не закрывались до самого утра. Ставку сделали на сравнительно невысокий ценник, зато удержали аудиторию. Еду гости заказывали самую разную, а вот пили в основном пиво, причем не особо вдаваясь в сорта и марки. По предварительным подсчетам, наша выручка во время ЧМ выросла в 1,5 - 2,5 раза. По данным компании "Эвотор", проанализировавшей расходы посетителей ростовских кафе и баров, которые расплачивались банковскими картами, за это время средний чек вырос на 8,5 процента, до 556 рублей. Эксперты сравнивали сведения с 14 по 20 июня с предыдущей неделей, с 7 по 13 июня. Оборот ресторанов за отчетный период вырос на 35 процентов. Гостиничный бизнес выиграл бы больше, но помешала жадность. Еще до начала чемпионата Роспотребнадзор оштрафовал ростовских отельеров за завышение цены на общую сумму 1 миллион 524 тысячи рублей. Однако небывалый приток туристов перекрыл все убытки. Некоторые отели были загружены на 100 процентов, гостей пришлось даже переселять в другие. - Выручка от продажи номеров выросла вдвое, - говорит представитель собственника ростовского отеля Наталья Резниченко. - Правда, многие болельщики ограничили пребывание в городе одним днем, после матча они собрали чемоданы и уехали на следующую игру. Произошло это потому, что изначально для клиентских групп было забронировано максимальное количество мест, и обычные туристы видели, что все занято, остановиться негде. А потом от забронированных номеров начали отказываться, можно было заселиться даже в самые ажиотажные дни. В результате болельщики, которые могли бы у нас задержаться, уезжали согласно своим билетам. Как подчеркнула старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова, выручка ростовских гостиниц, хостелов и отелей точечная, и сейчас еще сложно оценить, насколько позитивно на их бизнесе сказался чемпионат. Больше всего заработали, похоже, предприимчивые ростовчане, которые сдали свои квартиры. Аренда колебалась от 25 до 40 тысяч рублей в сутки. Чемпионат мира способствовал росту продаж экскурсий. Большой популярностью пользовались туры в Старочеркасскую, Чалтырь, Азов и Таганрог. Туристы нередко заказывали пешеходные экскурсии по городу. А вот в театрах, музеях и кинотеатрах в это время посещаемость, наоборот, упала, что и неудивительно: все проводили вечера, болея за футбольные команды.

На юге России отельеры и рестораторы подсчитали прибыль от ЧМ-2018
© Российская Газета