Как вернуть доверие туристов-«дольщиков»

Приживется ли в России британский опыт регулирования туррынка Как сделать так, чтобы в российском туризме наконец-то прекратились скандалы, связанные с неисполнением обязательств туроператорами? Эксперты предлагают присмотреться к опыту Великобритании, где в качестве гарантий для туристов используются трастовые счета. В России эта же схема с 1 июля 2019 года будет применяться в сфере продаж новостроек. Реально ли ее использовать в нашем туризме, где тоже есть свои обманутые «дольщики»? Деньги за тур – в отдельную кубышку Туристическое законодательство Великобритании помимо страхования ответственности или внесения гарантийного бонда государству допускает еще один способ обеспечения туроператорами своих обязательств перед туристами – работу через трастовые (доверительные) или эскроу-счета. Открыть и обслуживать их можно у эскроу-агента – банка, юридической компании или специализированной фирмы. Туроператор, выбравший такой вариант гарантий, обязан принимать все платежи за туры только на доверительный счет. Забрать с него деньги можно лишь после того, как турист благополучно завершил поездку, о чем турфирма сообщает эскроу-агенту специальным заявлением. Средства клиента не используются для пополнения оборотного капитала туроператора и полностью защищены. В случае банкротства поставщика туруслуг деньги, находящиеся на доверительном счете, возвращаются туристам, которые их заплатили, но так и не отправились на отдых, – прочие кредиторы не вправе претендовать на эти активы. Давайте считать В России похожую схему уже со следующего года собираются внедрить на строительном рынке – при реализации новостроек, так как опыт долевого возведения жилья показал: слишком многие, внеся деньги застройщику, остаются без квартир. Тогда почему бы не опробовать такой вариант и в не менее рискованном бизнесе – туристическом, если не в обязательном, то хотя бы в добровольном порядке. Необходимая нормативно-правовая база есть – в 2012 году договор условного депонирования прописан в Гражданском кодексе РФ. Вести эскроу-счета ЦБ разрешил 22 российским банкам. По сути, ничто не мешает туроператорам использовать новую схему расчетов. Ведь сейчас, когда на рынке очередной кризис доверия, поднять собственный имидж у потребителей особенно актуально. Однако эксперты сомневаются, что прием платежей на доверительные счета имеет шансы стать востребованным в туротрасли. Для абсолютного большинства туроператоров основной источник пополнения оборотных средств – предоплата за туры. Заменить её можно только кредитами, а они в России дороги, 15–18 % годовых. «Стоимость туров вырастет пропорционально банковским ставкам», – предупреждает Дмитрий Давыденко, зампредседателя Общественного совета Ростуризма и глава Всероссийского союза туристов. Работать на собственные средства или относительно недорогие иностранные кредиты имеет возможность считанное число российских туроператоров. Однако и для них использование трастовых счетов слишком финансово обременительно – ставки за обслуживание достигают 3 %. А ведь нужно платить еще за фингарантии и в фонд персональной ответственности. «Заложить дополнительные издержки в стоимость путевок вряд ли получится», – говорит замдиректора ANEX Tour Яна Муромова. Эксперт приводит пример того, насколько чувствителен спрос даже к самому незначительному увеличению цены туров. В 2015 году, когда полеты в Турцию из России были приостановлены, а компании с «турецкими корнями» попали под пристальное внимание госрегуляторов, ANEX анонсировал добровольное страхование приобретаемых через него турпакетов на случай своего вынужденного ухода с рынка. Услуга стоила 3 %, причем половину этих расходов туроператор брал на себя, агентствам предлагалось заплатить лишь 1,5 %. Это оказалось не востребовано, розничных партнеров не устраивало такое удорожание. К тому же многие ложно восприняли это как сигнал – уж не собирается ли компания банкротиться? А в «Библио-Глобусе» обращают внимание на такой аспект, как надежность хранения денег туристов у эскроу-агента. «Кто бы им ни выступал, мы никогда не пойдем на то, чтобы доверять средства своих клиентов стороннему держателю», – категоричны в компании. Обоснованность сомнений туроператора подтверждает и руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. «Трастовые схемы распространены в странах, где используется англо-саксонская система права, у нас же – романо-германская. Копировать механизмы, базирующиеся на принципиально ином законодательстве, не так просто, как кажется. Удастся ли на практике в случае проблем у туроператора взыскать деньги со счета третьего лица – вопрос открытый», – говорит эксперт. Сергей Толчин, директор по продажам «НТК Интурист», туроператора, аффилированного с международным туристическим холдингом Thomas Cook, отмечает, что в Великобритании трастовыми счетами, как правило, пользуются небольшие турфирмы. Часто это игроки, недавно вышедшие на рынок, они нуждаются в особо твердых гарантиях для туристов, чтобы заслужить доверие клиентов. Схема популярна также у владельцев небольших гостиниц, получающих и туроператорскую лицензию, чтобы делать туры в собственные объекты размещения. Таким отельерам не нужно регулярно проводить оплаты сторонним поставщикам, их вполне устраивает, когда деньги клиентов временно удерживаются эскроу-агентом. *** Акак считаете вы? Стоит ли внедрять платежи через трастовые счета на российскомтуррынке? Примите участие в опросе под статьей.

Как вернуть доверие туристов-«дольщиков»
© HotLine.travel