Отдыхайте за свой счет, а потом судитесь

Туристический рынок снова лихорадит. Сразу две крупные компании — «Натали Турс» и DSBW-Tours — заявили о приостановке деятельности. Купленные туры аннулированы. Реально ли тем, кто уже купил путевки, вернуть потраченные деньги? Попытайтесь договориться мирно Что делать, если тур куплен, но оператор объявил, что приостановил работу? Реально ли ли вернуть деньги? Куда обращаться? Ирина Свойская Бибирево Александр Осауленко, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»: — Приходите в офис, где вы покупали путевку. Согласно закону у вас есть несколько вариантов решить дело миром. Вы имеете право потребовать деньги обратно, перенести сроки поездки или поменять географию (например, Таиланд на Вьетнам). И соглашайтесь только на тот вариант, который интересен вам. Если договориться не удалось, обращайтесь в Роспотребнадзор или суд — по месту пребывания истца (т. е. вас) или ответчика — турагентства или туроператора. Также вы можете подать заявление в полицию, а та, если есть состав преступления, возбудит уголовное дело. Не забудьте взять справку Как быть, если турист приехал в аэропорт, чтобы вылететь, а рейс по вине оператора отменен? Антон Епишев, Таганский район Надежда Головкова председатель Московского общества защиты потребителей — Возьмите у дежурного по аэропорту справку об отмене рейса. Затем идите с ней туда, где покупали путевку, и требуйте компенсировать стоимость тура. Если не компенсируют — обращайтесь в суд. Также вы можете обратиться к компании-страховщику, указанной в путевке. Если туроператор признан банкротом, то вам обязаны возместить затраты на тур. Другое дело, что если обращений много, то средств у страховой компании может и не хватить, ведь туроператор страховал свою ответственность перед клиентами лишь на определенную сумму. Вывод: чем раньше вы обратитесь в страховую фирму, тем лучше — будете ближе в очереди. Имейте страховку Как быть, если вы прилетели на отдых, а в отеле говорят, что номера не забронированы или не оплачены туроператором? Ольга Севостьянова, Ростокино Юрий Барзыкин, 1-й вице-президент Российского союза Туриндустрии: — У вас два варианта: тут же поменять билет и улететь домой или оплатить гостиницу самому. Большинство туристов выбирают второй вариант. Затем необходимо взять у администрации отеля все финансовые документы, подтверждающие факт оплаты. И с ними, вернувшись в Россию, обращаться к туроператору (если он еще не банкрот) или в застраховавшую его компанию — если объявлен банкротом. Но в любом случае, если летите отдыхать, возьмите с собой деньги — в качестве страховки. Решить проблемы с визой Получаю визу через турфирму и боюсь, что они не успеют сделать ее вовремя. Что делать, если фирма визу не предоставит? Елена Семенова, Южное Тушино Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей: — Есть две причины, по которым вам могут не дать визу. Первая — менеджер в турагентстве напутал, не вовремя подал документы и не попал в контрольные сроки их прохождения. В этом случае вы можете обратиться в турфирму и потребовать компенсацию. Как правило, фирма предлагает перенести тур на другое время. Вторая причина — долго работало с документами само консульство. В этом случае никто никакой компенсации вам не предоставит. Советую оформлять визу самостоятельно и заранее. Ведь, как правило, проблемы с въездными документами случаются, когда оформляется горящий тур. Менять отель — вполне законно Мою знакомую поселили не в том отеле, какой она выбрала. Звезд было столько же — четыре, но отель ей не понравился. Что делать, если отель в последний момент заменили? Анна Федоренко, Теплый Стан Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей: — Как правило, в договоре с турфирмой указано, что компания оставляет за собой право заменить отель на гостиницу такой же звездности. Но отель может оказаться дальше от моря, иметь обшарпанные номера, меньшую территорию... В этом случае имеет смысл выяснить у администрации тарифы на проживание и отправить претензию на сайт туроператора. А потом, прилетев в Россию, требовать компенсации. Самые надежные туроператоры — TUI — Coral Travel — Tez Tour — NTK-Intourist — Pegas Touristik — «Библио Глобус» — AnexTour — Sunmar — «Алеан» — «Джет Трэвел» Памятка туриста — Тщательно проверьте правильность всех внесенных в паспорт сведений (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, дата выдачи и срок действия паспорта, сведения о детях). Даже незначительные ошибки в персональных данных могут сделать невозможным пересечение границы. — Если срок действия вашего паспорта заканчивается через полгода или раньше, то во многие страны вас через границу не пустят. Следите, чтобы паспорт был «действующим». — Во время пребывания за границей храните паспорт в надежном месте (например, в сейфе гостиницы), не отдавайте его никому в качестве залога. Если во время поездки паспорт будет утрачен, необходимо обратиться в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение за свидетельством на въезд (возвращение) в РФ. — Обязательно оформите медицинскую страховку, даже если она не требуется для получения визы или въезда в страну. Ее отсутствие может обернуться крупными расходами, если вы заболеете. Оформляя полис, подробно узнайте, какие медуслуги вам обязаны предоставить при наступлении страхового случая, также какова процедура их получения и оплаты. — Во многих мусульманских странах нормы поведения определяются законами шариата. Не забывайте воздерживаться от приема пищи в общественных местах в светлое время суток во время Рамазана (месяц поста). (Рекомендации МИД РФ)

Отдыхайте за свой счет, а потом судитесь
© Вечерняя Москва