ОБОБЩЕНИЕ: "Натали Турс" намерена утолить печали своих туристов

МОСКВА, 4 июл /ПРАЙМ/. Туроператор "Натали Турс", испытывающий проблемы с июня, приподнял вуаль неведения, скрывавшую масштаб проблем: сооснователь и руководитель компании Владимир Воробьев уверяет, что доля компании на рынке крайне мала, за рубежом находятся не более нескольких тысяч ее туристов, всем ее клиентам обеспечен перелет, все они получат компенсацию. При этом компания в определенном смысле лишь замораживает ситуацию: аннулирует заказы до конца сентября, но не уходит с рынка. "Натали Турс" верит, что получит положительный денежный поток, который обеспечит продолжение ее работы; вместе с тем в ближайшие дни можно ожидать развития ситуации с компанией и появление новых подробностей о ее проблемах. Основное юрлицо туроператора "Натали Турс" — "Панорама Тур" — с 30 июня прекратило чартерные программы для туристов в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталию и Ираклион, а 4 июля объявило об аннулировании всех туров на период с 4 июля по 30 сентября 2018 года включительно. Туроператор утверждает, что операционная деятельность компании осуществляется в рабочем режиме. Руководство "Натали Турс" объясняет ситуацию тем, что партнеры в зарубежных странах отключают туроператора от обслуживания, в частности сотрудничество с "Натали Турс" прекратила принимающая в Испании сторона — компания W2Meet, являющаяся ключевым партнером для российской компании. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ "НАТАЛИ ТУРС" Туроператор "Натали Турс" был основан в 1992 году, его владельцами считаются Владимир и Наталия Воробьевы. Сам Воробьев, который также является и президентом туроператора, в среду подтвердил, что они по-прежнему являются бенефициарами. В 2000-е годы "Натали Турс" был одним из крупнейших российских туристических операторов, его основным направлением являлась Испания. По словам Воробьева, его бывшая супруга полностью отошла от операционной деятельности. "Мы между собой поделили обязанности: я тащу на себе бизнес в последнее время, а Наталия Олеговна пытается найти и привлечь инвесторов", — добавил глава туроператора. Доля компании на российском рынке, указал он, "сейчас настолько низка, что никто не возьмется ее оценивать". "К сожалению. После того, как мы поняли, что нам, так сказать, нечего делать и нечего особо искать на нише массового отдыха, мы активно стали использовать возможности наших онлайн-систем для продажи отдельных услуг", — сказал Воробьев. "У нас 22 тысячи (отправленных за рубеж туристов — ред.) — это пакетные туристы, но у нас достаточно большие объемы продаж по отдельным услугам — по отелям, трансферам, отдельным экскурсиям. Нам, на самом деле, этот бизнес нравится даже гораздо больше, чем формировать пакеты", — указал он. Воробьев также рассказал, что "Натали Турс" включает три компании — "Панорама Тур", туроператор "Натали Турс" и агентство путешествий "Натали". Совокупная прибыль от продаж за 2017 год составила 119 миллионов рублей, за первый квартал 2018 года — 28 миллионов рублей. Оценка убытка от финансово-хозяйственной деятельности группы "Натали Турс" за второй квартал — 8-10 миллионов рублей. Он затруднился оценить задолженность "Натали Турс" перед партнерами. "До нескольких миллионов долларов кредитные линии, я думаю, по всем поставщикам доходили", — отметил он. ХРОНОЛОГИЯ БЕД По словам Воробьева, изначально проблемы у компании начались в 2014-2015 годы, когда туроператор понес достаточно серьезные финансовые и репутационные потери. Финансовые потери, в частности, связаны с потерями по курсовым разницам. Ударом для компании стала и потеря ее основного на тот момент авиаперевозчика — "Трансаэро", позже они начали подавать друг к другу иски. Воробьев также рассказал, что в середине компания столкнулась с кризисом ликвидности: у туроператора стало не хватать собственных средств, чтобы своевременно производить расчеты с поставщиками услуг. Кризис этот связан с несколькими факторами. Первый — финансовый просчет: компания не смогла правильно оценить финансовые потоки, когда, например, принимала решение о повышении зарплат сотрудникам. Второй фактор — специфическое лето: "Натали Турс" специализируется на отправке туристов в это время года в Европу, а чартерные программы туроператора в текущем году показали отрицательные финансовые результаты. "Самолеты летали недозагруженными, и, к сожалению, большое количество мест приходилось реализовывать себе в убыток", — указал глава компании. В результате в минувшую пятницу W2Meet отказалась продолжать сотрудничество с "Натали Турс", аннулировав все брони с субботы. "Мы столкнулись с такой беспрецедентной ситуацией в первый раз за 25 лет существования компании "Натали Турс". Информация пришла к нам буквально накануне вылета чартеров, за несколько часов до рейсов", — сообщил Воробьев. "Поэтому нам ничего другого не оставалось, кроме как оперативно снимать рейсы, понимая, что, если нам не удается в дальнейшем разрулить ситуацию, то до 1 тысячи российских туристов могли оказаться в аэропортах Испании без предоставления трансфера, отелей и так далее. Эта информация стала катализатором для различного рода слухов и домыслов, привела к тому, что, начиная с понедельника, у нас полностью прекратились финансовые поступления", — продолжил он. ОБОСТРЕНИЕ СИТУАЦИИ Обязательства по авиаперевозке (платеж составил около 1 миллиона долларов) в понедельник компания выполнила, однако столкнулась с тем, что платить партнерам за отели стало нечем. Туроператор решил успокоить партнеров, чтобы не создавать дополнительные проблемы, однако, начиная со второй половины вторника, компания "бумерангом стала сталкиваться" с отказами поставщиков услуг продолжать сотрудничество. "Сегодня с утра, придя на работу, я обнаружил, что более 50% наших партнеров, испугавшись, видимо, сложившейся ситуации, прислали нам аннуляции по обслуживанию. Нам ничего другого не оставалось, кроме того как проинформировать наших партнеров о том, что компания "Натали Турс" вынуждена отказаться от выполнения взятых на себя до этого обязательств по отправке туристов в этом летнем сезоне", — заключил Воробьев. Глава компании рассказал, что он уже встречался с руководством Ростуризма и ассоциации "Турпомощь" по сложившейся ситуации. В четверг во второй половине дня "Турпомощь" планирует провести экстренное заседание наблюдательного совета по данному вопросу. "Я успел встретиться с руководством 10 ведущих сетей России, чтобы доложить им, что произошло, и выработать приемлемые с их точки зрения инструменты по компенсации туристам. Я надеюсь, что в самое ближайшее время ситуация начнет нормализовываться. Мы предполагаем с 1 октября продолжить отправлять туристов на курорты", — отметил Воробьев. "Натали Турс" будет возобновлять продажи по мере того, как компании будет удаваться восстанавливать отношения с партнерами. Уходить от продажи пакетных туров компания не планирует, но предлагать их в ближайшее время компания не намерена. Возобновление продаж с 1 октября коснется регулярных перевозок. ЧТО ДЕЛАТЬ ТУРИСТАМ Вместе с тем, главный вопрос в сложившейся ситуации — сколько туристов затронула ситуация с "Натали Турс". По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, сейчас за рубежом находятся около 3,5 тысячи туристов "Натали Турс". Воробьев же точные цифры не назвал. "На начальном этапе речь шла о туристах на чартерных рейсах. У нас было порядка 700 кресел в неделю, которые, к сожалению, не загружались полностью. Нам приходилось допродавать достаточно много авиабилетов. Наверное, это в районе 1,5 тысячи туристов коснулось. Сейчас мы вынуждены были аннулировать туры на базе регулярных перевозок. Я думаю, это коснется еще нескольких тысяч туристов", — рассказал он. Глава туроператора добавил, что в Испании находится 300-400 туристов, они будут вывезены до конца недели. Воробьев признал, что части туристов пришлось самостоятельно производить оплату услуг, однако заверил, что эти расходы им будут компенсированы. "Те туристы, которые не улетели, я хочу обратить ваше внимание — сейчас большая часть, о чем идет речь, это туристы на базе регулярной перевозки. У них у всех оплачены и выписаны авиабилеты, у большинства из них открыты визы. Мы сейчас в тесном сотрудничестве с агентствами и коллегами-туроператорами вырабатываем такие механизмы, которые позволили бы им воспользоваться оплаченными услугами", — указал он. "Будут предоставлены разные механизмы получения компенсации, в том числе — неденежные. Те, которые будут готовы воспользоваться другим отдыхом, они смогут получить компенсации через отдых. Кто-то будет, видимо, ждать, когда в компании "Натали Турс" нормализуется ситуация, и мы сможем, не подвергая риску тех туристов, которые будут по текущим программам летать, осуществить им выплаты", — сообщил Воробьев. Среди возможных мер компенсации — возможность воспользоваться услугами отдыха следующим летом. Механизмы компенсации будут предлагаться с четверга. Глава "Натали Турс" рекомендует туристам обращаться с заявлениями в те турагентства, где приобретались путевки. ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Руководитель "Натали Турс" рассказал немного и о возможных направлениях развития компании. Так, отказываться от своего бренда "Натали Турс" не планирует. "Вы знаете, наверное, несмотря на те потрясения, которые мы имели в течение нескольких лет, тем не менее это один из самых известных туристических брендов на рынке России. Возможно, сейчас он требует какой-то достаточно серьезной работы по восстановлению имиджа", — указал Воробьев. При этом он не исключил и продажу до 100% компании ее собственниками, равно как и привлечение инвестора. "Мы рассматриваем вариант привлечения инвестора в последние пять лет. Буквально за последний год вели очень серьёзные переговоры с двумя крупными группами компаний из Арабских Эмиратов, пытались выходить на двух потенциальных инвесторов в России", — сообщил глава компании.