Карты для путешественников зачастую только кажутся очень выгодными

К лету одни банки обновляют условия действующих туристических карт, другие предлагают новые. В основе такого продукта лежит обычная дебетовая или кредитная карта со стандартным для банка кредитным лимитом 300 000–1,5 млн руб. в зависимости от категории карты, кредитной ставкой 20–30% годовых и, как правило, грейс-периодом в 50–60 дней. Но карты для туристов отличаются от обычных специальными бонусами и полезными в поездке услугами.

Карты для путешественников чаще только кажутся выгодными
© ТАСС

В этом году новые туристические карты появились, в частности, у «Русского стандарта» (кредитная Travel Platinum и Travel Black), (кредитная и дебетовая AlfaTravel), (дебетовые Travel и Travel Premium). Премиальную версию карты путешественника выпустил «» – кредитку All Airlines Black Edition. А с июля запустит беспроцентную рассрочку по карте «Халва» на товары по всему миру, пообещал главный управляющий директор банка .

Видео дня

В течение полутора месяцев (до 14 мая) туристическую кредитку тестировал и . По словам его представителя, оборот по картам для путешествий оказался на 20% выше по сравнению с картами аналогичного уровня без специального предложения. Банк продолжает наблюдение за портфелем этих карт, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе продукта, сообщила его пресс-служба.

Банкиры утверждают, что туристические карты пользуются спросом. К примеру, каждая третья выпускаемая сейчас премиальная карта – это туристическая карта, подключенная к программе лояльности SVO Club, сообщил директор департамента развития блока банковских карт Бинбанка .

Клиентов все больше интересуют универсальные карты для туристов, рассказывают директор по розничному бизнесу банка «Восточный» Алексей Крейтор и директор департамента продуктов и банковских технологий «» . «Они позволяют накапливать и тратить бонусные баллы и мили не только летая любыми авиакомпаниями, но и пользуясь другими услугами – например, бронированием отелей или арендой автомобиля», – отмечает начальник управления транзакционного бизнеса Дмитрий Бочеров.

Разрабатывая новые карты, банки ориентируются прежде всего на обеспеченных клиентов, признают банкиры. «Они, как правило, совершают больше транзакций на более крупные суммы, в том числе за пределами России», – объясняет вице-президент «Тинькофф банка» Данил Анисимов. Получив карту путешествий, клиенты в дальнейшем начнут пользоваться и другими услугами банка, надеется он.

Бонусы и сервисы

Основная приманка карт для путешественников – повышенные бонусы при покупках в туристических категориях, в том числе за рубежом. Особенно щедрые бонусы – 7–10% от суммы расходов – банки начисляют за оплату картой отеля, а также авиа- и железнодорожных билетов, за прочие расходы – в среднем 2%. Но при этом многие банки ограничивают ежемесячное количество бонусов – не более 10 000–30 000 бонусов.

Банки лояльны к тем, кому в зарубежной поездке понадобятся наличные. С карт AlfaTravel (дебетовой), Travel Black «Русского стандарта», Citi Priority, Buy & Fly Premium Rewards (в пакете услуг «Премиальный 5») можно снимать деньги за рубежом без комиссии банка – остается только комиссия владельца банкомата и иногда потери на конвертацию. Частично такая возможность есть и у держателей карт банка «Санкт-Петербург»: обналичить деньги без комиссии можно четыре раза в год с обычных карт или восемь раз с карт Premium.

Некоторые банки также начисляют процент на остаток средств клиента на туристической карте: например, 10% годовых бонусами на остаток по «Карте путешественника» «Росгосстрах банка» или 7% годовых рублями на остаток карты SVO Club Premium Бинбанка.

Банки понимают, что потребности клиента в путешествии не ограничиваются покупкой билета и бронью отеля, говорит руководитель Deloitte Digital в СНГ Илья Этко. Поэтому практически все карты для путешественников дополнены нужными многим туристам сервисами, не только банковскими. Большинство из них анонсируются как бесплатные.

Наиболее широкий набор дополнительных услуг у премиальных карт. Он традиционно включает консьерж-сервис, страховку для выезжающих за рубеж, ожидание в VIP-залах аэропортов, правда ограниченное количество раз в году, упаковку багажа. Также держателю такой карты иногда предоставляются скидки на такси.

Услуга посещения VIP-залов аэропортов подключается по-разному в зависимости от банка. С картами «Русского стандарта» и , к примеру, достаточно зарегистрироваться на сайте оператора залов ожидания Lounge Key, а к AlfaTravel надо будет получить отдельную карту Priority Pass.

Почти каждый год банки придумывают для путешественников новые карточные преференции. Фишка этого года – бесплатный мобильный интернет за рубежом (интернет-роуминг). По словам главного эксперта Frank RG Дмитрия Тарасова, бесплатный интернет в поездках банки стали предоставлять своим карточным клиентам совсем недавно.

Пока он доступен лишь клиентам нескольких банков, причем с ограничениями. Например, держатели карт AlfaTravel от Альфа-банка могут бесплатно пользоваться мобильным интернетом в роуминге только 14 дней в году и только если являются абонентам или . Услуга подключается автоматически при выезде за рубеж при наличии подключенного автоматического пополнения счета телефона с карты AlfaTravel.

А Ситибанк в этом году дал возможность держателям карт Citi Priority пользоваться безлимитным WiFi по всему миру, но от единственного провайдера – Boingo (имеет более 1 млн точек доступа к сети интернет по всему миру).

Сколько стоит бесплатный сервис

Несмотря на то что банки обещают клиентам бесплатные сервисы, это не совсем так. За премиальную карту с широким набором дополнительных услуг придется платить 500–2500 руб. в месяц в зависимости от банка. Впрочем, зачастую банки не взимают эту плату при высоких оборотах по карте или поддержании на счете большого неснижаемого остатка. К примеру, у «Тинькофф банка» для этого необходимо поддерживать ежемесячный минимальный остаток не менее 3 млн руб. или совершать покупки на сумму от 200 000 руб. за месяц совокупно по всем картам, у Ситибанка – остаток 1,5 млн руб. или траты минимум на 75 000 руб. за месяц, у Бинбанка – средства на счетах от 600 000 руб. или операции на 150 000 руб., у «Санкт-Петербурга» – остаток от 100 000 руб. или покупки на 30 000 руб. в месяц.

По словам Этко, обслуживание туристических карт для клиента, как правило, ощутимо дороже по сравнению с обычными. Чем больше дополнительных услуг прилагается к карте, тем дороже ее годовое обслуживание, добавляет эксперт.

Как потратить бонусы

Мечта любого банка – покрепче привязать к себе клиента. Поэтому для клиентов-туристов в последние пару лет многие из них создают собственные туристические порталы с возможностью купить железнодорожные и авиабилеты, забронировать отель или заказать такси, в том числе за бонусы – именно там клиенты получают максимальные бонусы (кэшбэк) за покупки по карте банка, в остальных случаях вознаграждение ниже. Там же держатели карт получают возможность потратить начисленные бонусы.

Такими порталами уже обзавелись Альфа-банк, «Тинькофф», «Русский стандарт», «Санкт-Петербург», «Росгосстрах банк», «Открытие». Как правило, услугу предоставляет партнер: чаще всего это сервис бронирования OneTwoTrip (собственную продажу авиабилетов планирует реализовывать «Тинькофф»). Собственный портал «Путешествия» имеется и у Сбербанка.

Держатели любых других карт Альфа-банка, «Тинькофф банка» и «Русского стандарта» также могут вернуть часть средств, потраченных на туристическом портале, но размер бонусного кэшбэка будет меньше, чем по картам для путешественников.

Банки по-разному ограничивают путешественников в их тратах начисленных бонусов, но солидарны в одном: расходовать их можно только на путешествия. Например, бонусы, накопленные на туристических картах Альфа-банка, «Открытия» и «Росгосстрах банка», можно потратить только на их специальных сайтах. А туристическими бонусами «Тинькофф банка», «Русского стандарта» и «Санкт-Петербурга» можно оплачивать путешествия и за пределами их специализированных порталов.

Альфа-банк, «Открытие», «Росгосстрах банк» на своих сайтах для туристов позволяют оплачивать бонусами не только всю покупку, но и ее часть.

Выбирая туристическую карту, клиенты банков должны учитывать курс бонуса (балла, мили). Некоторые банки не только не приравнивают бонус к рублю, но и устанавливают разный курс при начислении и списании бонусов. Так, в «Русском стандарте» 1 балл начисляется за каждые 20–25 руб. покупки, а списывается – по курсу 1 балл за 50 коп. расходов. На карты Buy & Fly Райффайзенбанк начисляет 1–4 мили за каждые потраченные 100 руб., а списывает их по курсу 50 коп.

«При выборе подходящей карточной программы для путешествий надо обращать внимание на условия и накопления, и списания миль, баллов или бонусов (если у карты существуют такие ограничения), на дополнительные бесплатные сервисы. Важен также минимум баллов, которые можно будет потратить на билеты, есть ли возможность частичной оплаты рублями, как часто сгорают мили», – добавляет Этко.