Берег крымский или турецкий. Где предпочитают отдыхать российские туристы
Долгожданный сезон отпусков стартовал. Бывалые туристы заранее забронировали отели, через Интернет купили билеты на самолёты и поезда. А не поехать ли в Албанию? Какие же направления в России и за рубежом сейчас самые популярные? «После того как Крым вернулся в состав России, туры в этот регион стали одними из самых востребованных, а с открытием моста через Керченский пролив турпоток увеличился ещё больше, – рассказывает руководитель одного из турагентств Ставрополя Евгения Золотько. – В последние годы на курортах Черноморского побережья Крыма и Краснодарского края открыли много отелей, отвечающих современным требованиям, в том числе с системой питания «всё включено». Но немало и тех, кто предпочитает зарубежье. Самые популярные направления этого лета – Турция, Греция, Испания, Тунис. Среди новинок – поездки в Албанию. Большим спросом пользуется Италия, так как единственный в Ставрополе визовый центр – итальянский. Востребованы у ставропольских туристов также туры в Чехию. Турция остаётся вне конкуренции. «Горящих путёвок в эту страну летом не будет, – продолжает Евгения. – Во-первых, из-за высокого спроса на направление в целом, во-вторых, из-за уже наметившегося дефицита мест в популярных отелях». Как отмечают менеджеры, на ситуацию с горящими турами повлияла прошлогодняя акция по раннему бронированию. В декабре 2017 года многие туроператоры с большими скидками (от 30 до 50%) продали большинство мест в отелях на лето. «Есть мнение, что покупать билеты и бронировать номер в гостинице нужно самому, что это значительно дешевле, чем через агентство, – говорит сотрудник одной из турфирм Северной Осетии Алан Кациев. – Но не всегда это так. Ведь, как правило, менеджеры в турфирмах имеют обширную базу и могут подобрать более дешёвые варианты. При этом турист избавляется от массы сложностей: оформления визы, медстраховки, бронирования гостиницы и т.д. Но, прежде чем заключать договор, нужно поинтересоваться, интересы какого туроператора фирма представляет. В свою очередь, оператор должен значиться в реестре Ростуризма». Горящие – не для провинции На горящие путёвки жителям Ставрополья и других регионов СКФО особенно рассчитывать не стоит вообще. Заядлая путешественница Татьяна признаётся, что ещё ни разу не ездила по горящей путёвке. «Просматриваю такие туры в Интернете, на сайтах-агрегаторах, – рассказывает она. – Но пока ни разу ничего такого, чем захотелось бы воспользоваться, не нашла. Почему? Дело в том, что львиная доля предложений предполагает вылет из Москвы. Туров с вылетом из аэропортов, расположенных в Минводах, Краснодаре или Ростове-на-Дону, очень мало. В то время как из Москвы по горящим турам можно улететь в 30-40 городов мира, Ростов или Краснодар предлагают 1-6 направлений». К стоимости тура при вылете из Москвы нужно мысленно прибавить цену билета на перелёт в столицу и назад и возможные траты на гостиницу. Итоговая сумма может сразу свести на нет желание попутешествовать. Стоит также учитывать, что в цену путёвки не входит стоимость визы, а иногда и топливный сбор. В последнее время появились туры без трансфера. Категорически отказываться от идеи воспользоваться горящей путёвкой не стоит. Но нужно помнить о нескольких правилах. Очевидно, что горящие туры в визовые страны следует искать только в случае, если виза уже открыта. «Горящий» статус означает, что до вылета осталось от пары дней до пары недель. Сделать разрешение на въезд в страну в такие сжатые сроки зачастую невозможно. Во всех остальных случаях рассчитывать можно только на безвизовые страны – Турцию, Черногорию, Кипр (провизу можно получить самостоятельно через Интернет за 10 минут), Таиланд и т.д. Но не летом. «Летом, в пик отпусков, найти горящие туры с привлекательными ценами в эти страны практически невозможно, – продолжает Татьяна. – Ведь спрос на путёвки и без того высок, сбрасывать цены нет нужды. А вот в мае таких предложений немало». Рассматривайте снимки Нужно иметь в виду: пользуясь тем, что у клиента, как правило, нет времени и желания внимательно изучать договор, ему при покупке горящей путёвки могут «впарить» что-то не слишком подходящее. Пятигорчанин Сергей в прошлом году купил путёвку в Турцию с большой скидкой. «Мне показали фотографию симпатичной гостиницы, якобы трёхзвёздочной, – вспоминает Сергей. – Но в итоге вселили в отель с двумя звёздами, в котором текли краны и стояла старая мебель. Пляж оказался очень далеко, хотя обещали, что он в шаговой доступности». Бывалые путешественники советуют: прежде чем отдать деньги, поинтересоваться, в каком отеле в соответствии с туром предполагается размещение, найти его на карте, почитать отзывы и посмотреть фотографии, сделанные другими туристами. Юристы не советуют перечислять деньги на карту менеджера. На руках у вас должен быть чек, подтверждающий совершение сделки. Комментарий Адвокат Игорь Усков (Ставрополь): «Внимательно читайте договор с турфирмой. В частности, этот документ должен содержать информацию о программе пребывания, маршруте, условиях путешествия, в том числе о средствах размещения, условиях проживания, питании, услугах по перевозке туриста в стране, наличии экскурсовода, гидапереводчика. Не все путешественники знают о том, что при наличии существенных изменениий обстоятельств договор можно расторгнуть. К существенным изменениям относятся ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы). Претензии можно предъявить в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Их должны рассмотреть в течение 10 дней». Точка зрения Руководитель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав потребителей Лейла Сароян: «Сейчас многие любители путешествий предпочитают покупать электронные билеты на самолёты и поезда, напрямую бронировать гостиницы и т.д. Разумеется, это удешевляет путешествие. Но будьте осторожны: интернетмошенники добрались и до самостоятельных туристов. К нам както обратилась с жалобой жительница Ставрополя. Она решила купить дешёвый авиабилет через портал. Перечислила деньги. Но когда стала звонить по указанному на сайте телефону, ей никто не ответил».