Как прекращали полеты крупные российские авиакомпании. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 мая 2018 года российская авиакомпания "Саратовские авиалинии" сообщила, что приостанавливает полеты с 30 мая. Этой датой был ограничен срок действия сертификата эксплуатанта авиаперевозчика. Ограничение было установлено приказом Росавиации от 25 апреля 2018 года по результатам проверок, проведенных после катастрофы самолета Ан-148 в Подмосковье в феврале 2018 года. По данным пресс-службы авиаперевозчика, компания подала в Росавиацию необходимые документы об устранении нарушений, однако никаких решений от регулятора не поступило. Сертификат эксплуатанта - основной документ для авиакомпании, он дает право на совершение полетов. Вопросами сертификации авиакомпаний в России занимается Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). С 2007 года решения о приостановке действия сертификата эксплуатанта были приняты Росавиацией в отношении 15 крупных российских авиакомпаний и альянсов, что привело к остановке их полетов. В одном из случаев авиаперевозчик добился восстановления сертификата (Red Wings в 2013 году), еще в одном - начал полеты под новым названием ("Добролёт" - "Победа" в 2014 году). Однако, как правило, вслед за приостановкой следовало аннулирование сертификата и полное прекращение деятельности авиакомпаний. Обычно соответствующие решения принимались Росавиацией из-за плохого финансового состояния перевозчика. В хронологии не учитываются случаи аннулирования сертификатов у авиакомпаний при их плановой реорганизации, не вызванной сложным финансовым положением перевозчиков. AiRUnion Осенью 2008 года разорился и прекратил полеты альянс российских региональных авиакомпаний AiRUnion. Он был образован в 2004 году и объединял "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", авиакомпании "Самара", "Омскавиа" и "Сибирская авиатранспортная компания". К 2008 году AiRUnion был вторым по величине перевозчиком страны после "Аэрофлота". По состоянию на сентябрь 2008 года долги альянса за авиатопливо и наземные услуги превышали $800 млн. Из-за прекращения полетов в аэропортах "застряли" несколько тысяч пассажиров. Осенью 2008 года - зимой 2009 года Росавиация своими решениями аннулировала сертификаты всех пяти входивших в альянс авиаперевозчиков. Обсуждался план по возобновлению деятельности альянса за счет его включения в состав государственного холдинга "Ростехнологии", однако план так и не был реализован. "КД Авиа" 1 сентября 2009 года прекратил продажу билетов на свои рейсы авиаперевозчик "КД Авиа", который базировался в калининградском аэропорту Храброво и осуществлял рейсы из центральных регионов в России в Европу с посадкой в Калининграде. Одновременно компания уведомила Росавиацию о приостановке операционной деятельности из-за невозможности обслуживать достигшую объема в 12 млрд руб. задолженность перед банками, аэропортами, топливозаправочными комплексами и службами аэронавигации. 14 сентября 2009 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "КД Авиа". Около 7 тыс. пассажиров были перевезены другими авиакомпаниями. "Москва" 17 января 2011 года прекратила полеты авиакомпания "Москва" (до 2010 года - "Атлант-Союз"), которая была официальным авиаперевозчиком столичного правительства. Из-за прекращения финансирования своей деятельности городом и снижения числа чартерных пассажиров "Москва" была передана в управление компании "Ютэйр", которая ее в итоге поглотила. В начале 2011 года "Москва" лишилась сертификата эксплуатанта. "Континент" 29 июля 2011 года приостановила деятельность авиакомпания "Континент", в тот же день ее сертификат эксплуатанта был аннулирован. Перевозчик начал полеты в 2010 году на расконсервированных самолетах Ту-154 и за счет низких лизинговых платежей на подержанную технику смог продавать билеты по низким тарифам. Весной 2011 года из-за роста цен на авиакеросин у компании возникла задолженность (порядка 400 млн руб.), из-за чего начались задержки и отмены рейсов. В июне 2012 года перевозчик был признан банкротом. "Авианова" 10 октября 2011 года операционную деятельность прекратила низкотарифная авиакомпания "Авианова", а 12 октября того же года ее сертификат эксплуатанта был приостановлен Росавиацией. Причиной стало решение акционера авиаперевозчика - американского фонда Indigo Partners - отказаться от дальнейшего финансирования его деятельности. К декабрю 2011 года перевозчик вернул пассажирам более 85 млн руб. за неиспользованные авиабилеты. SkyExpress 1 ноября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Sky Express - первой российской авиакомпании-лоукостера. Решение регулятора было принято в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния компании. Большая часть авиапарка Sky Express и часть персонала были переведены в авиакомпанию "Кубань". За 9 месяцев 2011 года Sky Express перевезла 942,3 тыс. человек, при этом рейсы зачастую выполнялись с многочасовыми задержками, компания неоднократно попадала в список самых непунктуальных авиаперевозчиков месяца, который составляла Росавиация. "Кубань" 11 декабря 2012 года Росавиация приостановила действие, а 15 марта 2013 года аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Кубань" (входила в состав авиационного сектора компании "Базовый элемент", базировалась в международном аэропорту Краснодара). В конце 2012 года перевозчик прекратил полеты в связи с тяжелым финансово-экономическим положением, крупными неурегулированными задолженностями перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями. Перевозка пассажиров "Кубани" (около 14,5 тыс. человек) после этого была обеспечена авиакомпаниями "Аэрофлот", "Ютэйр", "Якутия", ГТК "Россия", Red Wings и "Грозный авиа". Red Wings 4 февраля 2013 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиаперевозчика Red Wings. Поводом для остановки полетов компании стали многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и др., выявленные по результатам проверки перевозчика, которая была проведена после катастрофы авиалайнера Ту-204 Red Wings в московском аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года (тогда погибли пять человек). 18 июня 2013 года после устранения всех недостатков работы Red Wings регулятор разрешил компании возобновить полеты. "Татарстан" 31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан". Решение было принято в связи с выявленными фактами несоблюдения перевозчиком сертификационных требований, нарушениями установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха экипажей, порядка поддержания квалификации экипажей и др. Регулятор инициировал проверку авиакомпании после катастрофы 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани пассажирского самолета Boeing 737 "Татарстана", когда погибли 50 человек. Позднее специалисты Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшие причины катастрофы, установили, что к полету был допущен неподготовленный экипаж. Весь парк авиакомпании был передан другому региональному перевозчику - "Ак Барс Аэро", который продолжил перевозку пассажиров "Татарстана" по ранее проданным билетам. "Московия" 11 сентября 2014 года был приостановлен, а 5 декабря 2014 года - аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании "Московия". Перевозчик был вынужден прекратить полеты из-за финансовых проблем, сокращения парка самолетов и продолжавшегося судебного процесса о банкротстве. К тому времени уже почти полгода действовал запрет на продажи авиабилетов компании. "Добролет" 18 ноября 2014 года лишилась сертификата эксплуатанта дочерняя авиакомпания "Аэрофлота" - "Добролет". Так как компания стала одним из основных авиаперевозчиков в Крым, против нее были введены санкции США, сделавшие невозможным обслуживание самолетов. К тому времени уже было известно, что "Аэрофлот" создаст новую дочернюю авиакомпанию-лоукостер под брендом "Победа", которой достанется весь авиапарк "Добролета". "Победа" приступила к полетам 1 декабря 2014 года, при этом регулярные рейсы в Крым она не осуществляет. "Ак Барс Аэро" 14 января 2015 года Росавиация отозвала, а 16 апреля того же года - аннулировала сертификат эксплуатанта у регионального перевозчика "Ак Барс Аэро", который перед этим столкнулся с финансовыми проблемами. Парк авиакомпании был передан новой региональной компании - "ЮВТ Аэро". "Центр-Юг" 16 сентября 2015 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Центр-Юг" с 1 октября. Причиной послужили выявленные в ходе проверки нарушения сертификационных требований. В частности, инспекторы агентства обнаружили, что перевозчик не располагал достаточным парком воздушных судов с количеством пассажирских мест более 55 (для получения разрешения на выполнение регулярных рейсов перевозчик должен был иметь не менее восьми таких судов). 23 октября 2015 года сертификат эксплуатанта был аннулирован. "Трансаэро" 21 октября 2015 года Росавиация аннулировала действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" (входила в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков) с 26 октября 2015 года. Причинами были названы выявленные проверкой недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности компании, влиявшие на безопасность полетов и права потребителей. Группа "Аэрофлот", перевезшая большинство (около 2 млн) пассажиров "Трансаэро", впоследствии получила основную часть ее допусков на международные маршруты. В 2017 году "Трансаэро" была признана банкротом. "ВИМ-Авиа" 30 октября 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил журналистам, что сертификат эксплуатанта авиакомпании "ВИМ-Авиа" приостановлен и может быть аннулирован. Авиакомпания прекратила свои полеты 8 октября 2017 года. Из-за накопившейся задолженности ее самолеты отказались обслуживать в Домодедове и ряде других аэропортов. В сентябре - октябре 2017 года более 22 тыс. пассажиров "ВИМ-Авиа" были перевезены другими авиакомпаниями, в том числе иностранными. СК возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании. Сообщалось, что инвесторы ищут возможность погасить долги и возобновить полеты.

Как прекращали полеты крупные российские авиакомпании. Досье
© ТАСС