​Рост цен на топливо угрожает туристическому флоту Татарстана

Путешествия по рекам пользуются большой популярностью у людей старше 40 лет, пенсионеров, работников социальной сферы и семей с детьми. В этом году судоходные компании либо вовсе не поднимали цены на такие туры, либо повышение было мягким – до 10%. Несмотря на то, что в Татарстане уже продано более 80% от общего объема всех речных туров, значительный рост цен на дизтопливо может спутать все карты как туристам, так и владельцам судов. Величественна и красива Волга-матушка! Так и хочется взять летом отпуск на недельку-другую, забыть о домашних хлопотах и вместе с семьей отправиться в путешествие по ней. Волгоград, Самара, Ульяновск, Ярославль, Тверь, Нижний Новгород – все эти города готовы радушно встретить каждого туриста. Как сообщил президент Ассоциации туристских агентств Татарстана (АТАРТ) Рамиль Мифтахов, путешествия по реке у жителей нашей республики пользуются повышенным спросом. И это при том, что из 700 туристических агентств региона только 3-5% занимаются продажей речных туров. – Круизный сезон по рекам у нас начинается со второй половины мая и длится до конца сентября. Продажи туров стартовали еще в ноябре прошлого года, и на сегодняшний день 80-90% от общего объема таких путевок уже реализовано, – подчеркнул глава АТАРТ. ДОРОГИМ ТОПЛИВОМ СУДА НЕ ЗАПРАВИШЬ Трудно представить, что рост цен на топливо, зафиксированный в последнее время, может испортить даже эту замечательную статистику. Судоходные компании закладывали в стоимость речных туров совсем другие цифры. И нет ничего удивительного в том, что многим из них скоро станет не по карману заправлять свои суда. – Мы продавали путевки из расчета максимум 35 тыс. рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи, – отметил гендиректор «Волжских путешествий» Вячеслав Самолин. Если цены не стабилизируются, судоходным компаниям придется либо прекращать эксплуатацию судов и возвращать туристам деньги за путевки, либо покрывать убытки из собственных средств. – Причины роста цен на дизельное топливо и бензин связаны с повышением акцизов, которые с 1 января этого года на бензин класса 5 выросли на 6,4%, а на дизтопливо всех классов – на 8,4%. С 1 июля акцизы увеличатся на 6% и 7,7% соответственно. Налог на добычу полезных ископаемых также растет в течение нескольких лет. Не стоит забывать, что существенное влияние на топливные цены оказывает рост мировых цен на нефть. При падении нефтяных котировок государство увеличивает акцизы и налоги на нефтедобычу. Это делается для пополнения бюджета и компенсации потерь от снижения нефтяных котировок за счет внутреннего потребителя. При росте цен на черное золото налоговое бремя не снижается. ФАС сдерживала цены более полугода на всех этапах производства и сбыта нефтепродуктов. Теперь сдерживать невозможно. Все это мотивирует производителей продавать бензин и дизельное топливо за рубеж, где цены более привлекательные. Это вызывает дефицит топлива на внутреннем рынке и ведет к очередному витку роста цен, – сообщил нашему изданию исполнительный директор филиала инвестиционной компании «Фридом Финанс» в Казани Артур Маратов. В то же время заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова отметила, что к концу 2018 года дизельное топливо может подорожать на 5-10% из-за роста цены на нефть и ожидаемого повышения акцизов на этот вид нефтепродуктов. УГРОЗА ТУРИСТИЧЕСКОМУ ПОТОКУ Председатель Государственного комитета Татарстана по туризму Сергей Иванов негативно оценивает повышение топливных цен. – Естественно, это скажется на стоимости путевок, приведет к уменьшению круизных туристов и к ухудшению финансового положения круизных компаний. Во многих странах для круизных судов существует специальный порядок ценообразования, который позволяет делать речные круизы экономически привлекательными и рентабельными для круизных компаний. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы в нашей стране был такой же механизм, – сообщил нам глава ведомства. Сергей Иванов привел статистику, согласно которой турпоток на водном транспорте постоянно растет. Если в 2016 году он составлял 220,3 тысячи человек, то в прошлом году – уже 227,3 тысячи. В портах городов Татарстана и у причалов его туристских центров в 2016 году швартовались 1 296 теплоходов, в 2017 году – 1 340 туристических судов. Несмотря на то, что с ростом цен на дизельное топливо многократно возрастают риски для судоходных компаний, президент АТАРТ Рамиль Мифтахов призывает не поддаваться панике. «Мы рассчитываем, что крупные компании, а судоходные фирмы именно такими и являются, с ситуацией справятся», – считает руководитель ассоциации. ОПОРА – НА СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И КРЕДИТЫ «Казанский репортер» пообщался с руководителями судоходных компаний и выяснил, как они собираются выстраивать работу с клиентами в условиях роста цен на топливо. – В собственности российской компании «ВодоходЪ» имеется 27 круизных теплоходов, а также суда малого флота. На сегодняшний день иностранные туристы выкупили более 30 тысяч путевок, российские – порядка 60 тысяч круизов, что на 8,6% больше, чем в прошлом году за тот же период, – сообщил коммерческий директор «Водохода» Андрей Смолин. Собеседник отметил, что компания не остановит суда ни при каких обстоятельствах, потому что всегда есть возможность покрыть убытки, связанные с удорожанием топлива, за счет собственных средств или за счет привлечения кредитов.– Если цены на топливо продолжат расти, тогда может возникнуть вопрос целесообразности вывода всего круизного флота. Потребитель не выдержит такого повышения цен, а планово-убыточно работать вряд ли кто-то будет. В любом случае, в эту навигацию перед туристами мы свои обязательства выполним, даже если для этого придется привлекать кредитные средства. Повышать цены в этом году нецелесообразно, потому что практически 70% туристов уже выкупили круизы, и для них индексировать цены мы не можем. Для того, чтобы перекрыть убытки за счет клиентов, которые еще не приобрели круизы, нужно будет в два раза повысить стоимость путевок. Это, безусловно, приведет к потере туристов. Конечно, мы бьем тревогу, обращаемся в профильные ассоциации. Говорим о том, что в случае дальнейшего повышения цен существует вероятность того, что круизный флот встанет. Но повлиять напрямую на стоимость топлива мы не можем, – высказался Андрей Смолин. По словам коммерческого директора «Водохода», речные туры в основном приобретают люди старше сорока лет, пенсионеры, работники социальной сферы, семьи с детьми. По сравнению с прошлым годом произошло незначительное повышение цен на путевки – от 5 до 8% в соответствии с уровнем инфляции. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ В ДВА РАЗА ДОРОЖЕ, ЧЕМ ОТДЫХ В ТУРЦИИ – Ситуация, когда придется останавливать суда, может возникнуть в любой момент. Перед каждым рейсом встает вопрос: чем платить за топливо? Например, сейчас мы формируем пятидневный тур до Мурома на теплоходе «Борис Полевой». Только за этот рейс расходы на топливо с учетом роста цен составят 1,5 млн рублей, включая стоимость экскурсионной программы. А собрал я с туристов 860 тысяч рублей. Если на следующий рейс не наберется денег, суда встанут. Не у каждой судоходной компании есть резервы для покрытия убытков. Зимой мне пришлось вложить в реконструкцию одного из теплоходов 6 млн рублей. Спрашивается, откуда у меня могут быть резервы? – рассказал гендиректор казанской компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. Он подчеркнул, что спрос на речные туры по сравнению с прошлым годом не вырос. «Есть Крым. Египет, дешевая Турция. Путешествие по Волге в полтора-два раза дороже, чем в Турции. Туры мы продавали практически по прошлогодним ценам», — сказал Вячеслав Самолин. И напоследок – тоже не очень веселая новость. Через месяц АО «Татфлот» поднимет на 7% стоимость проезда на водном транспорте в пригородных сообщениях. Пока что до Садовой и Ташевки можно добраться за 78 рублей, до села Печищи – за 100 рублей. Как сообщили в АО «Татфлот», самыми загруженными направлениями в навигацию считаются Казань – Свияжск и Казань – Болгар. Стоимость проезда по первому маршруту сегодня составляет 122 рубля, по второму – 355 рублей. Борис Кудряшов.

​Рост цен на топливо угрожает туристическому флоту Татарстана
© Казанский репортер