На Верхней Волге открылась навигация
Хлеб-сыр для гостейВ Костроме первых туристов, прибывших в город на теплоходах "Дмитрий Фурманов" и "Александр Бенуа", встретили не традиционным хлебом-солью, а хлебом с сыром. Прямо на причал приветствовать путешественников пришли Костромская Снегурочка и персонажи музеев: сомелье Иван Сыров и корова Маруся. Они угощали туристов продукцией местных сыроварен и зазывали на интерактивные экскурсии.- Это очень хорошо, что у нас открываются новые музеи, где можно не только посмотреть экспозицию, но и что-то отведать, ознакомиться с интерактивными программами. Первые отзывы у туристов - самые положительные, - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель туркомпании Лариса Пухачева. В начале сезона туроператоры предлагали недельные теплоходные поездки с посещением исторических городов по цене от 24800 до 61800 рублей за взрослую путевку. Цены на детские и "пенсионные" туры начинались от 21080 и 22320 рублей соответственно.Как отмечают специалисты, вместе с ростом потока речных туристов появляются инвесторы, готовые вкладывать деньги в речную и прибрежную инфраструктуру. Хотя не все получается. Еще в марте 2012 года костромские власти объявили об инвестпроекте, предполагающем строительство современного речного вокзала и причального комплекса стоимостью 120 миллионов рублей. Новый речной вокзал со спасательной станцией и яхт-клубом планировали возвести на набережной Волги к началу 2015 года. Однако этого так и не произошло. Все речные суда и теплоходы с иностранными туристами подплывают к скромному причалу, расположенному неподалеку от знаменитой беседки Островского. А накануне нового туристического сезона в Костроме заговорили уже не о речном вокзале, а о дополнительном экскурсионном причале стоимостью 14 миллионов рублей. Идею расширения возможностей порта для приема речных судов туроператоры восприняли с воодушевлением: в разгар сезона, когда в Кострому одновременно заходило по восемь кораблей, мощностей действующего причала не хватало. Нередко теплоходам приходилось вставать лагом, то есть причаливать в несколько рядов. А это не очень удобно.Специально для нового причала на берегу Волги изменили расположение спасательной станции, передвинув ее ближе к пляжу на улице Лесной. Однако закончить работы к началу навигации инвесторы не успели. Выяснилось, что у подрядчиков не оказалось полного пакета разрешительных документов. Тем не менее в Костроме надеются, что причал, пусть и с опозданием, но достроят и в этом сезоне в город приедет не меньше туристов, чем год назад. По данным региональных властей, в 2017 году Кострома приняла 350 экскурсионных теплоходов. Это на 11 процентов больше, чем в 2016-м.По Волге с ветеркомВ отличие от костромичей жители соседней Ивановской области прогнозируют настоящий туристический бум. Поводом для гордости стали инфраструктурные изменения. В старинной Кинешме, знаменитой своими купеческими домиками и картинной галереей, реконструировали причальную стенку. На здание причала водрузили табличку с гербом и названием города. Площадку перед речным вокзалом привели в порядок, а заодно пригласили инвесторов, которые открыли на берегу магазин с товарами местных производителей. Благодаря реконструкции причала в Кинешму вновь начали заходить речные суда, которые ранее обходили город стороной. На начало навигации владельцы подтвердили более 40 туристических заходов. А в июне в регионе возобновится внутриобластное речное сообщение из Кинешмы в Плес и Решму. Ожидается, что билет до Плеса и обратно будет стоить в этом году около 1000 рублей.- К нам возвращаются теплоходы с туристами после восьмилетнего перерыва, - отметил временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский. - Надеюсь, город вернется на туристическую карту России, потому что Кинешма - это наша жемчужина, северная столица области. Сейчас, благодаря инфраструктурным изменениям, получит импульс развития туристическая отрасль. А это - дополнительные налоговые поступления, создание новых рабочих мест.Первый теплоход "Алдан", причаливший в Кинешме, встречали торжественно - с духовым оркестром, хлебом-солью и концертом творческих коллективов. Как отметил глава города Александр Пахолков, к приему туристов подготовились основательно: разработали пять туристических маршрутов, подготовили 20 экскурсоводов для работы с судоходными компаниями, сделали таблички для удобной навигации по городу на русском и английском языках.Со всех континентовВ Ярославле виды на сезон у представителей турбизнеса самые оптимистичные.- Если никаких катаклизмов не случится, этот сезон будет лучше предыдущего, - надеется директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко. - Судя по тем графикам, которые у меня есть, в этом году заездов будет больше. Да и теплоходы пока идут полные. Хотя 2017 год тоже был очень неплохой - турпоток тогда вырос на 15 процентов.Подтверждает расклад начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Жельнин:- В прошлом году у нас было чуть больше восьмисот заходов многопалубных теплоходов за сезон. В этом году, согласно предварительному расписанию, получается уже за девятьсот. А уж как будет в итоге - посмотрим.С ростом потока речных туристов появляются инвесторы, готовые вкладывать деньги в прибрежную инфраструктуруСветлана Даниленко рассказывает, что вариантов речных маршрутов - множество. Кто-то едет из Нижнего Новгорода в Москву (из Москвы до Нижнего туристы добираются на поезде, там пересаживаются на теплоход и возвращаются обратно), кто из Москвы до Твери, Мышкина, Плеса, Казани, Волгограда, Астрахани. Многие выбирают маршрут Москва - Санкт-Петербург: лайнеры доходят до Ярославля, откуда возвращаются в Рыбинское водохранилище и направляются на Череповец в Северную столицу.Правда, россияне такой вид отдыха выбирают гораздо реже иностранцев. Мало на палубах и молодых людей. Типичный пассажир таких круизных лайнеров - пожилой иностранец. Но зато туристы приезжают со всех континентов.- На одном из последних теплоходов прибыли три группы американцев, через 10 дней жду еще 150, - рассказывает Светлана Даниленко. - Очень много приезжает немцев. Есть два четырехпалубных теплохода, на которых всегда бывает по семь немецких групп. Они приходят к нам через пять-семь дней: эти туристы выбирают, как правило, маршрут Москва - Санкт-Петербург. Поехали китайцы, вьетнамцы - у нас на теплоходах, наверное, все нации сегодня есть.Интересно, что предстоящий ЧМ по футболу отчасти подстегнул интерес к водным круизам. Во всяком случае, по свидетельству представителей турбизнеса, количество заявок на автобусные туры "по берегу" из Москвы с начала июня и до 20-х чисел июля резко упало. Причина - в дороговизне проживания в столичных отелях, очень заметно поднявших расценки. А удобство путешествия на теплоходе в том, что турист на нем живет, куда бы лайнер ни прибыл - к причалу речного вокзала Москвы, Питера или Ярославля…Ярославский турбизнес, принимающий речные круизные лайнеры, тревожит сегодня по большому счету одно: на речном вокзале в самый турсезон вдруг начался масштабный ремонт, и иностранцы, приплывающие на теплоходах в столицу Золотого кольца, первым делом фотографируют не красоты, а руины. - К городу теплоход подплывает, и тут такой вид ужасный, что просто стыдно, - переживает Светлана Даниленко.Себе и гостямОт оживления "волжского пути" выиграют не только владельцы судоходных компаний и путешественники, но и местные жители. В муниципалитетах надеются преобразить причалы, фасады, а вместе с ними - и дороги, парки, места массового отдыха для всех желающих. В Кинешме надеются, что со временем в центре города появится детский городок, каток, кинотеатр под открытым небом и фонтан.С началом навигации во многих волжских городах возобновилось паромное сообщениеЧтобы придать городам более презентабельный вид, власти Юрьевца и Кинешмы решили подать заявки на участие в федеральном конкурсе лучших проектов создания комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. На этот проект из федерального бюджета выделено пять миллиардов рублей, и ивановские муниципалитеты всерьез на них претендуют.С началом навигации во многих волжских городах и поселках возобновилось паромное сообщение. В Ивановской области открылась переправа от Решмы до Бузинки. В Красном-на-Волге пустили паром в сторону Приволжска, который стал хорошей альтернативой для автомобилистов, не желающих стоять в многочасовых пробках во время ремонта Костромского моста. В Костроме с мая возобновилось движение пригородных теплоходов до Борщина и Садов, которыми активно пользуются и дачники, и туристы. Кстати Как сообщили в департаменте культуры и туризма Ивановской области, за прошлый год регион посетили 1,3 миллиона гостей. В рейтинге 25 самых туристических регионов России 2017 года, подготовленном аналитическим агентством "ТурСтат", Ивановская область заняла 21-е место. По числу путешественников она опередила Волгоградскую (объем турпотока - 950 тысяч человек), Костромскую (960 тысяч), Нижегородскую области (более 900 тысяч) и Республику Карелию (более 800 тысяч туристов). В ближайшие три года в регионе намерены увеличить турпоток на 17 процентов. - Согласно нашим прогнозам, к 2020 году, с учетом проекта Малого Золотого кольца, количество привлеченных в область туристов превысит отметку в миллион. К нам едут с удовольствием, - рассказал губернатор региона Сергей Ситников.Удастся ли костромичам сделать рывок в туриндустрии - пока не известно. С одной стороны, вложения в отрасль очевидны: ежегодно открываются новые выставки, завершается масштабная реконструкция комплекса "Музейное подворье". С другой - многие организационные моменты "проседают". Так, в конце апреля представители туркомпаний выступили с жалобами на "недружественное" отношение властей Костромы к гостям. Это случилось после того, как владельцам экскурсионных автобусов начали приходить штрафы за проезд через наполовину закрытый на ремонт Волжский мост по выделенной для общественного транспорта полосе.