Наши туристы едут туда, где их больше ждут – за границу

Россияне тратятся все больше в зарубежных поездках. Почему так происходит? Почему, несмотря на падающие доходы, люди охотно едут в Испанию и Турцию, но не готовы рублем поддерживать и отечественные курорты? Ураганов и терактов уже не боятся Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO) подвела экономические итоги туристской отрасли в 2017 году. Они весьма впечатляющие: количество туристических поездок во всем мире превысило 1,3 миллиарда – за год эта цифра выросла на 7%. Это значительно выше обычных темпов роста: начиная с 2010 года, они составляли в среднем 4%. Количество туристических поездок в Средиземноморье выросло на 13%, в Африке – на 8%, в Южную Америку – на 7%, в Океанию и страны Западной Европы – на 7%, в страны Ближнего Востока – на 5%, а вот в страны Северной и Южной Америки – лишь на 3%. Правда, это лишь относительные цифры, а вот по абсолютным показателям отдельные регионы выглядят очень по-разному: например, в Европу приехал 671 миллион международных туристов, а на Ближний Восток – лишь 58 миллионов. То есть на порядок меньше… Устойчивый рост турпотока продемонстрировали даже те регионы, где были серьезные проблемы с безопасностью. Скажем, в страны Карибского бассейна приехали на 4% больше туристов – хотя летом теплые курорты «утюжили» два страшных урагана, «Ирма» и «Мария». Они унесли жизни более 700 человек и причинили ущерб на сумму свыше $170 миллиардов. Даже Испания, которая в августе пережила теракт (16 погибших) по итогам года вышла на второе место на планете среди стран по количеству туристов – их оказалось 82 миллиона. На первом месте уже много лет остается Франция, а вот следом за ней еще недавно располагались США. Но теперь «магнитом» для туриста они перестали быть. Премьер-министр Испании Мариано Рахой объявил на прошлой неделе, что в результате увеличения числа туристов выросли и доходы туристической отрасли страны. За год она заработала €87 миллиардов – теперь в испанском ВВП на нее приходится 11%. Когда слабый рубль – это хорошо Туристы из каких стран самые активные? «Передовиком» по темпам роста оказался Китай – он продемонстрировал 20%-ное увеличение числа туристов. В то время как, например, во Франции этот показатель составил весьма скромный 1%. Эксперты отмечают, что 2017 год характеризовался устойчивым ростом на многих направлениях и устойчивым восстановлением тех, что пострадали в предыдущие годы. Позитивные результаты отрасли были связаны с глобальным экономическим подъемом и в первую очередь с восстановлением туристического спроса со стороны граждан Бразилии (рост на треть) и России (рост на четверть) после нескольких лет снижения. Россияне тратят все больше во время зарубежных поездок: например, за первые три квартала 2017 года (более свежих данных еще нет) – рост составил 30 %. Впрочем, нам есть еще куда расти: например, в 2013 году российские туристы оставили на зарубежных курортах почти $54 миллиардов, а в 2016 году – $24 миллиарда. Эксперты UNWTO прогнозируют, что темпы роста мирового туристического рынка в 2018 году несколько замедлятся – до 4-5%. И такими темпами, выходит, к 2030 году число туристических поездок составит 1,8 миллиарда (для сравнения: в 1950 году эта цифра не превышала 25 миллионов). Мундиаль: радость или горе? Результаты исследования UNWTO по просьбе «Свободной прессы» прокомментировал наш эксперт по вопросам туризма, руководитель отдела пассажирских перевозок компании ATC Air Service Ltd (Гонконг) Сергей Мстиславский. – Речь идет о том, что российский выездной рынок оживился: мы восстановили Турцию, за этот счет как раз Средиземноморье несколько выиграло по темпам роста. Кстати, туда китайцы особо не едут. Если верить Ростуризму, Россия и так в тренде роста – по итогам года он был около 30%, то есть больше, чем в среднем по рынку. Но если не подтянем инфраструктуру, то Ростуризму очень скоро нечем будет хвастаться. Нужно заниматься автобусами, дорогами, средствами размещения, качеством сервиса, которое зависит от людей, а люди у нас – «служить бы рады, а прислуживать тошно». Недавно поговорил с одной дамой с Филиппин, с нашим партнером. Она прошлой осенью взял круиз по Японии с заходом во Владивосток. Рассказала, что водитель курил в автобусе, вел его очень резко, автобус был старый и довольно грязный, а гид очень плохо говорила по-английски и не могла толком ответить ни на один вопрос. И в общем-то за пределами Москвы и Питера это, похоже, не исключительная ситуация. «СП»: – Как полагаете, даст ли значительный толчок для развития российского туризма Чемпионат мира по футболу? – Чемпионат – это отличный информационный повод, многие захотят съездить, рост въездного потока определенно будет со всех направлений. Вопрос: в какой мере мы сможем использовать это для удержания турпотока на уровне 2018 года. Если получится – уже будет очень хорошо. Но уже сейчас просматриваются проблемы: главные игры, как всегда, в столицах, которые и так перегружены. Было бы гораздо разумнее все главные события перенести куда-нибудь в провинцию – помогли бы «раскрутить» тамошнюю инфраструктуру и не наносили бы ущерба регулярному турпотоку в столицы. «СП»: – Но что этому мешает? – Логистика перемещения болельщиков внутри столиц и между городами до сих пор толком не проработана. То есть может быть много накладок, которые повлияют на желание наших потенциальных гостей приехать к нам еще раз. Или вообще приехать. Автобусные фирмы уже готовятся вздуть цены на этом фоне более чем вдвое, что неизбежно скажется на цене турпродукта и, соответственно, на его привлекательности. В общем, есть вероятность опять упустить такой хороший шанс как Чемпионат мира по своей же безалаберности. Но мы оптимисты и надеемся на лучше. Кстати, в 2018 году добавится как минимум 15 новых прямых рейсов из городов Китая в Москву и Санкт-Петербург, так что туристический поток с гарантией вырастет еще процентов на 20.

Наши туристы едут туда, где их больше ждут – за границу
© Свободная пресса