Как развивать туризм на труднодоступном северном побережье Байкала

УЛАН-УДЭ, 24 ноября. /ТАСС/. Власти Республики Бурятия планируют повысить транспортную доступность северной части озера Байкал, турпоток туда сегодня характеризуется небольшим количеством "элитных" клиентов. Далекий, элитный Директор по маркетингу республиканского Туристско-информационного центра "Визит Бурятия" Ольга Шерхоева отмечает, что больше половины всех жителей Бурятии на северном Байкале никогда не были, хотя, по ее личному убеждению, настоящий Байкал можно увидеть только на севере. "Едут туда иркутяне, из Шелехова, Ангарска, Красноярска. Половина отдыхающих там - европейские иностранцы, - рассказывает собеседница. - Однозначно можно сказать, что северный Байкал - одна из лучших локаций на озере. Но в силу сложной логистики, дороговизны отдыха место это больше рассчитано на элитного туриста, готового платить хорошие деньги". Этот тезис подтверждает стоимость гостиниц на северном побережье. Самый дорогой отель на Байкале расположен именно на там, недалеко от Северобайкальска. Провести сутки в одном из 17 номеров "Байкальской резиденции" можно за 17,6 тыс. рублей в низкий сезон и за 66 тыс. рублей - в сезон высокий, то есть летом. Можно снять один из двух особняков по цене от 134 тыс. до 491 тыс. рублей в сутки. "Безусловно, это отдых, рассчитанный на платежеспособного туриста, - сказал ТАСС гендиректор лодж-отеля "Байкальская резиденция" Вадим Мамонтов. - К нам приезжают отдыхать американцы, маврикийцы, швейцарцы, казахи, поляки, итальянцы, испанцы". Впрочем, возможность отдохнуть на северном побережье озера есть в гостиницах и домах отдыха по приемлемым ценам - от 2 до 5 тыс. рублей. В Северобайкальске несколько десятков мест размещения. "Нельзя однозначно сказать, что инфраструктура там совсем уж не развита: есть гостиницы, есть туристический продукт", - отметила Шерхоева. Чем манит север Байкала Мамонтов отмечает, что деньги платежеспособный турист готов отдать за возможность побывать в месте, сохранившем первозданную природу байкальского побережья - предусмотрена организация выездов на природу, экскурсии, экспедиции. Для этого есть квадроциклы, джипы, водная техника, аэролодки. "Людям, которые к нам приезжают, условно говоря, нужно оказаться в такой ситуации, когда они смогут выйти из лодки и тут же увидеть следы недавно прошедшего медведя. Им хочется чего-то, созданного без присутствия и влияния человека. Про южный Байкал такого сказать не могу", - поделился Мамонтов. Среди местных достопримечательностей - мыс Котельниковский с термальным источником, температура которого достигает 80 градусов, песчаный остров Ярки - он ценится любителями пляжного отдыха и рыбаками, озеро Гитара - на пути к горе Черского, целебные источники Дзелинда, Хакусы, Гоуджекит, которые благоприятны при лечении болезней органов кровообращения, нервной системы, а также кожных заболеваний. Медицинский туризм, отмечает Шерхоева, на северном побережье Байкала является одним из самых популярных направлений. "Есть спрос и на экскурсионные программы, они очень богатые и интересные. Туры туда достаточно дорогие, это однозначно не для группового туризма, больше для индивидуальных путешественников", - подчеркнула она. Сложности логистики У жителей Бурятии однако север Байкала не востребован. Мамонтов признался, что об отеле "Байкальской резиденции" не знает большинство туроператоров, работающих в республике. "Из Улан-Удэ к нам, например, никто гостей не возит. Возят из Иркутска", - отметил предприниматель, пояснив, что дело не только в платежеспособности клиентов, но и в транспортной доступности. "Все определяет транспорт. Бурятии нужно иметь свою собственную авиакомпанию. Раньше был ПАНХ, и мы брали у них много чартеров, но авиакомпания обанкротилась. Потом "Бурятские авиалинии", "Пионер", которые сейчас тоже не летают (в феврале 2017 года Росавиация аннулировала сертификаты эксплуатанта этих авиакомпаний - прим. ТАСС)", - добавил Мамонтов. Шанс на появление своего перевозчика однако есть. Летом глава Бурятии Алексей Цыденов сообщил, что в республике появится собственная авиакомпания, а субсидирование возрастет. По воздуху - самолетами иркутской авиакомпании "Ангара" - путь на сегодня самый короткий. На поезде из Улан-Удэ до Северобайкальска нужно ехать порядка 40 часов и с пересадками, из Иркутска быстрее и дешевле. Еще один способ добраться до северного побережья летом - на теплоходе "Комета". Он курсирует также из Иркутска, время в пути - более 10 часов. По мнению Мамонтова, тема водного сообщения - перспективная, но развивать его нужно одновременно с обновлением транспорта. "У меня был опыт, когда по пути "Комета" сломалась, и ее перебирали прямо на плаву. Это еще повезло, так как был световой день и хорошая погода", - вспоминает он. С восточного берега Байкала регулярного водного сообщения с северной частью озера нет, хотя есть порт Турка, который находится на территории особой экономической зоны "Байкальская гавань", примерно в 160 км от столицы Бурятии. По этому вопросу создана межведомственная рабочая группа по поручению главы Минтранса РФ Максима Соколова. В сентябре этого года на первом заседании она решила, что развивать водный транспорт воможно, но только при условии дноуглубительных работ, реконструкции причалов и создании экологичного флота. Нужна ли доступность Впрочем, признаются собеседники агентства, повышение доступности севера Байкала - палка о двух концах. По словам Мамонтова, до недавнего времени реклама "Байкальской резиденции" не распространялась намеренно - постоянные клиенты ценят уединение. Шерхоева также считает, что уникальное место должно оставаться труднодоступным, чтобы сохранить существующий немассовый, но стабильный и платежеспособный турпоток. "До севера Байкала пока не добрались туристы из Китая. В отличие от Байкала южного, от острова Ольхон. Наши немецкие партнеры, например, уже отказываются отправлять своих людей на Ольхон - настолько массовый там сейчас туризм", - посетовала она, отметив, что нынешняя картина позволяет прогнозировать, что северный Байкал еще как минимум 50 лет будет оставаться уделом элитных туристов.