Турагенты хотят «Электронную путевку»
Они просят расширить их права в системе Союз туристических агентств (СТА) просит Минкульт дать возможность его членам стать полноправными участниками системы «Электронная путевка», которая с 1 января будет собирать сведения о продажах всех пакетных туров. Агентам нужна возможность создавать путевки, так как в противном случае они боятся лишиться возможности заниматься их реализацией. СТА написал обращение замминистру культуры Алле Маниловой с просьбой рассмотреть возможность участия турагентов в системе «Электронная путевка» (ЭП), сказано в сообщении союза. Существующий проект предполагает, что сама электронная путевка будет использоваться как подтверждающий получение денег бланк строгой отчетности (БСО) и создаваться исключительно туроператорами, отмечается в обращении. В СТА указывают: это противоречит действующему законодательству, по которому БСО должен выписываться стороной, принимающей деньги, то есть турагентом. Президент СТА Сергей Голов сказал “Ъ”, что предлагаемые союзом изменения уже обсуждались на совещании в Минкульте. Он отмечает: основные опасения турагентов сводятся к тому, что, после того как использование ЭП станет обязательным, они фактически могут лишиться возможности реализовывать путевки. Госпожа Манилова заявила, что еще не ознакомилась с обращением СТА. В пресс-службе Минкульта на запрос “Ъ” не ответили. Система «Электронная путевка», разработанная группой «Астерос», в тестовом режиме существует с конца 2015 года. В штатном она должна быть запущена 1 января 2018 года. Предполагается, что ЭП будет аккумулировать сведения о 70% путешествующих россиян — такая доля туристов, согласно расчетам Ростуризма, пользуется услугами туроператоров. Каждой реализованной путевке присваивается номер, позволяющий отследить ее статус, стоимость, наполнение и наличие у туроператора страхового покрытия. Система будет собирать информацию о внутренних и выездных турах. Доступ к корректировке информации в ЭП со стороны турагентов поддерживают не все участники рынка. «Это может вызвать путаницу: туроператор указывает одну информацию, агент меняет на другую, кто крайний — непонятно»,— опасается гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Сомнения вызывает у него и техническая сторона. «Туроператоры интегрируют в ЭП собственные информационные системы. У турагентов в большинстве случаев их нет, то есть они будут работать вручную»,— объясняет он. В «Астеросе» добавляют, что ЭП не предусматривает выпуска БСО — таких требований изначально не было в техническом задании. Текущий функционал позволяет турагентам просматривать путевки и вводить данные о них, если эти права ему предоставил туроператор, говорят в компании. Получение доступа к ЭП не единственное требование СТА. В ассоциации считают целесообразным вносить в систему стоимость путевки, которая реально уплачивается потребителем турагенту, а не ту, по которой ее реализует туроператор. «Эти цифры могут отличаться за счет комиссии и дополнительных услуг, которые агенты предлагают туристам»,— отмечает господин Голов. Господин Ромашкин считает эту инициативу неудачной, так как она может вызвать дополнительные вопросы к туроператорам со стороны налоговых органов. «Например, мы продаем путевку за 900 руб., еще за 100 руб. агент добавляет трансфер в аэропорт, и еще 100 руб. составит комиссия. А налоги с этих дополнительных 200 руб. предложат уплатить нам»,— говорит он. Учитывая доработки, в СТА указывают на необходимость отложить полное внедрение ЭП, используя систему еще два года в тестовом режиме. Это предложение союза поддерживается туроператорами. «Мы все наблюдали за внедрением ЕГАИС, которое проходило очень болезненно, производство алкоголя останавливалось. Не хотелось бы повторения этого на туристическом рынке — интеграция данных с нашей стороны в любом случае займет еще какое-то время»,— объясняет Сергей Ромашкин. В «Астеросе» указывают, что не видят необходимости продлевать тестирование: готовность системы сейчас составляет 90%. Александра Мерцалова; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург