Тенденции Железнодорожные туры, на время которых купе поезда фактически превращается для путешественника в номер отеля, в последние полвека приобрели некий налет "старомодности". В таком восприятии немалую роль сыграли авиакомпании: самолетом зачастую добраться и быстрее, и дешевле. Вместе с тем за рубежом этот вид путешествий остается востребованным в самых разных форматах, чего, к сожалению, нельзя сказать в полной мере о России. Дмитрий Маракулин В Европе и Азии туристы в поездах не редкость, что, по оценке отраслевого аналитика Евгения Городнего, говорит о достаточно стабильно высоком спросе на этот вид отдыха. "Можно выделить три сегмента железнодорожных путешествий: туры выходного дня, которые популярны в Европе и Японии, ночные переезды -- здесь можно упомянуть ночные экспрессы Пекин -- Шанхай, популярные среди европейцев, или ночной поезд Танжер -- Марракеш, и люксовые круизы: таких маршрутов на весь мир немного, буквально пара десятков",-- уточняет аналитик. Weekend-вагон Туры выходного дня -- это, как правило, одно-двухдневное путешествие, распространенное в странах с развитой железнодорожной сетью (в Англии, Германии, развитие скоростных поездов делает их также популярными и в Китае), в места или курорты, расположенные в 100-200 км от места жительства отдыхающих. Такой продукт одинаково интересен как местным жителям, так и иностранцам. "К примеру, поездки по Северному Рейну-Вестфалии и по Баварии в Германии, в Нормандию из Парижа, в Японии -- это либо из Токио к Фудзи, либо из Осаки в Киото",-- отмечает господин Городний. Впрочем, в России найдутся и более короткие путешествия: такие в рамках своего проекта "Паровозные туры" предлагает АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК). "Это специально разработанные программы, которые позволяют погрузиться в атмосферу прошлого века. В состав ретропоезда включен отреставрированный паровоз середины XX века. Его тендер наполнен настоящим углем, а гудок, как и раньше, громко звучит на подъездах к станциям",-- рассказали в компании. Один из самых популярных туров "Паровозная прогулка" длится всего три часа. За это время покажут Музей железнодорожного транспорта под открытым небом на Рижском вокзале Москвы и отреставрированное депо "Подмосковная" 1901 года постройки. До депо и обратно туристов везет настоящий паровоз. Во время шестичасового тура "Вокзалы Москвы" туристы проедут на ретропоезде по Малому кольцу Московской железной дороги, попадут на станции Царицыно и Бирюлево, в конце путешествия увидят исторический поезд, перевозивший в 1924 году тело Ленина. При этом совершить одно-двухдневное путешествие на таком поезде можно не только из Петербурга или Москвы, но, к примеру, из Ростова-на-Дону или Иркутска. За рубежом отправиться в короткое путешествие можно, например, по Великобритании -- такое предлагает компания Belmond на легендарном поезде Belmond British Pullman, состоящем из старинных пульмановских вагонов: в1920-х годах они входили в состав легендарных поездов Brighton Belle и Golden Arrow. Самый старый вагон, "Ибис", был построен в 1925 году, а другие, такие как "Одри" и "Вера", пережили бомбардировку во время авианалетов на лондонский вокзал Виктория в 1940 году. В компании отмечают, что "несколькими вагонами часто пользовались члены британской королевской семьи", а в некоторых ездили президент Франции Шарль де Голль и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. К слову, этот вид путешествий был широко распространен в Советском Союзе: маршруты предлагались самые разные -- в зависимости от местных особенностей. Из Вологды -- в Ленинград, Москву, Архангельск, Великий Новгород, из Ленинграда -- в прибалтийские республики, на Урале пользовались стабильным интересом туристов Екатеринбург, Нижний Тагил и Челябинск. Следует отметить, что и в сегодняшней России этот вид отдыха вызывает определенный интерес потребителей. Так, летом прошлого года одним из популярных туров выходного дня стала поездка на ретропоезде из Москвы в Петушки, в гости к фермеру, где проводились мастер-классы и устраивались дегустации. Директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗ РСТ) Екатерина Шадская говорит о востребованности в сегменте детского отдыха турпоезда в Великий Устюг -- вотчину Деда Мороза. ФПК, подтверждая популярность новогоднего детского тура, напоминает об относительно новом аналогичном проекте, рассчитанном на детей,-- железнодорожные поездки из Москвы и Петербурга в Кострому в гости к Снегурочке. Мест немного Директор по продажам компании Belmond в России и СНГ Екатерина Андреева отмечает, что поезда -- это один из продуктов, который предлагается на российском рынке давно: "Для нашей страны это нишевый продукт, и о массовом спросе говорить не приходится". Вместе с тем госпожа Андреева отмечает стабильный интерес путешественников к поездам и даже его постоянный рост. Сегодня, по оценке топ-менеджера, это около 5% клиентов компании Belmond: рост связан главным образом с тем, что люди хотят ближе познакомиться со странами, где уже отдыхали в обычных отелях. "В сегменте многодневных железнодорожных туров есть предложения люксовых круизов, это выбор, как правило, обеспеченных пенсионеров. Мест мало, раскупаются едва ли не за год до отправления",-- добавляет Евгений Городний. Здесь уместно будет упомянуть уже широко известные "Восточный экспресс", идущий из Парижа в Стамбул, и "Ориентальный экспресс" в Юго-Восточной Азии. Еще пример такого путешествия можно найти в линейке продуктов компании Belmond, на сегодняшний день одного из самых популярных. Это шестидневная поездка на Belmond Royal Scotsman среди изумрудных холмов Шотландии. Туристы посетят лучшие поля для гольфа, в составе поезда спа-вагон, роскошные апартаменты. "Само предложение определяет аудиторию. Зайдите в самый престижный клуб для респектабельных джентльменов и достойных леди, и вы получите портрет компании, которая собирается в салоне поезда, чтобы выпить коктейль и обсудить последние новости",-- добавляет госпожа Андреева. Еще один проект в люксовом сегменте, запущенный компанией в этом году,-- путешествие на поезде по Перу, которое, по оценке топ-менеджера Belmond, "является уникальным для этой страны". Иностранцев в России в первую очередь привлекает Транссиб. "Это -- экзотика, чай в подстаканниках и прочее. Могут при этом даже в плацкарте ехать для полного погружения. Большая часть -- самостоятельные путешественники. Главная точка притяжения -- Байкал",-- поясняет Евгений Городний. В ФПК добавляют, что, кроме Транссиба, среди иностранцев популярны туры по городам Золотого кольца, Серебряного ожерелья, а туристы из Азии отдают предпочтение путешествию по городам Великого чайного пути. Флагманский проект еще одной "дочки" российского монополиста "РЖД Тур" -- это круизный поезд "Императорская Россия" (Москва -- Владивосток, Москва -- Пекин), пользующийся, как заявляют в ФПК, "большой популярностью у иностранных туристов": в частности, это путешествие выбрали жители 26 стран мира. Круиз организован по системе "все включено": ночью туристы едут в поезде, а днем для них организуется экскурсионная программа, во время движения состава туристов развлекают тематическими викторинами и лекциями, национальными шоу, дегустациями напитков, живой музыкой. Простой паровоз Вместе с тем, по оценке экспертов, железнодорожный туризм в России продолжает скорее существовать, чем развиваться: специалисты не отмечают всплеска интереса среди сограждан. "Частным, но характерным примером, описывающим состояние железнодорожного туризма в стране, может служить тот факт, что с 2016 года власти Республики Коми не могут найти желающего купить турпоезд "Сияние Севера", состоящий из четырех вагонов повышенной комфортности. Обслуживание "Сияния Севера" на запасном пути обходится республике в 10 млн рублей в год, а желающих приобрести его не нашлось",-- отмечает госпожа Шадская. Сегодня, как говорят специалисты, востребованность железнодорожных путешествий заметна в двух сегментах -- многодневные туры по России для иностранцев (Транссибирская магистраль) и турпоезда для детских групп. Подобные путешествия, рассчитанные на взрослых россиян, по словам главы СЗ РСТ, периодически возникают, но обычно "в некоем единичном формате и не имеют системного продолжения". Причины, сдерживающие рост популярности этого направления туризма, можно разделить условно на объективные и субъективные. Среди первых ключевыми Екатерина Шадская называет достаточно высокую аренду вагонов, при этом очень часто туроператоры не могут напрямую заключить договоры с ФПК, а вынуждены обращаться к посреднику -- компании "РЖД Тур", в работе с которой периодически возникают сложности. И еще одна проблема -- это отсутствие групповых тарифов на пассажирские перевозки для туроператоров. В совокупности эти обстоятельства приводят к высокой стоимости турпродукта. В качестве субъективной причины госпожа Шадская обращает внимание на следующее обстоятельство: "Само время, проведенное в дороге, должно быть частью тура -- сопровождаться экскурсионной программой, общением или интерактивом между участниками, погружать в атмосферу поездки. И это, конечно, не массовый турпродукт. Тем не менее туркомпании-лидеры, активно формирующие подобные туры, имеются -- в Москве, Поволжье, Екатеринбурге. И банк идей у них довольно большой: туры выходного дня, поездки по малым городам центральной России на ретропоезде, железнодорожные путешествия по Уралу и Сибири. На мой взгляд, определенные перспективы здесь имеют ретропоезда с соответствующей обстановкой и идущие по нетривиальным маршрутам, куда, например, на автобусе заехать значительно сложнее". Но пока все упирается в высокую стоимость планируемого турпродукта. Впрочем, некоторые компании все-таки проявляют оптимизм. "Мы наблюдаем стабильный интерес со стороны наших соотечественников к нашим турам. Экономическая ситуация в мире положительно сказалась и на количестве иностранных туристов. Уже сейчас проданы почти все билеты на наш эксклюзивный поезд "Императорская Россия" на 2018 год",-- заявили в ФПК.