Ещё
Тенденции
Железнодорожные туры, на время которых купе поезда фактически превращается для путешественника в номер отеля, в последние полвека приобрели некий налет «старомодности». В таком восприятии немалую роль сыграли авиакомпании: самолетом зачастую добраться и быстрее, и дешевле. Вместе с тем за рубежом этот вид путешествий остается востребованным в самых разных форматах, чего, к сожалению, нельзя сказать в полной мере о России.
В Европе и Азии туристы в поездах не редкость, что, по оценке отраслевого аналитика Евгения Городнего, говорит о достаточно стабильно высоком спросе на этот вид отдыха. «Можно выделить три сегмента железнодорожных путешествий: туры выходного дня, которые популярны в Европе и Японии, ночные переезды — здесь можно упомянуть ночные экспрессы Пекин — Шанхай, популярные среди европейцев, или ночной поезд Танжер — Марракеш, и люксовые круизы: таких маршрутов на весь мир немного, буквально пара десятков», — уточняет аналитик.
Weekend-вагон
Туры выходного дня — это, как правило, одно-двухдневное путешествие, распространенное в странах с развитой железнодорожной сетью (в Англии, Германии, развитие скоростных поездов делает их также популярными и в Китае), в места или курорты, расположенные в 100-200 км от места жительства отдыхающих. Такой продукт одинаково интересен как местным жителям, так и иностранцам. «К примеру, поездки по Северному Рейну-Вестфалии и по Баварии в Германии, в Нормандию из Парижа, в Японии — это либо из Токио к Фудзи, либо из Осаки в Киото», — отмечает господин Городний.
Впрочем, в России найдутся и более короткие путешествия: такие в рамках своего проекта «Паровозные туры» предлагает (ФПК). «Это специально разработанные программы, которые позволяют погрузиться в атмосферу прошлого века. В состав ретропоезда включен отреставрированный паровоз середины XX века. Его тендер наполнен настоящим углем, а гудок, как и раньше, громко звучит на подъездах к станциям», — рассказали в компании. Один из самых популярных туров «Паровозная прогулка» длится всего три часа. За это время покажут Музей железнодорожного транспорта под открытым небом на Рижском вокзале Москвы и отреставрированное депо «Подмосковная» 1901 года постройки. До депо и обратно туристов везет настоящий паровоз. Во время шестичасового тура «Вокзалы Москвы» туристы проедут на ретропоезде по Малому кольцу Московской железной дороги, попадут на станции Царицыно и Бирюлево, в конце путешествия увидят исторический поезд, перевозивший в 1924 году тело Ленина.
При этом совершить одно-двухдневное путешествие на таком поезде можно не только из Петербурга или Москвы, но, к примеру, из Ростова-на-Дону или Иркутска.
За рубежом отправиться в короткое путешествие можно, например, по Великобритании — такое предлагает компания Belmond на легендарном поезде Belmond British Pullman, состоящем из старинных пульмановских вагонов: в1920-х годах они входили в состав легендарных поездов Brighton Belle и Golden Arrow. Самый старый вагон, «Ибис», был построен в 1925 году, а другие, такие как «Одри» и «Вера», пережили бомбардировку во время авианалетов на лондонский вокзал Виктория в 1940 году. В компании отмечают, что «несколькими вагонами часто пользовались члены британской королевской семьи», а в некоторых ездили президент Франции Шарль де Голль и первый секретарь Никита Хрущев.
К слову, этот вид путешествий был широко распространен в Советском Союзе: маршруты предлагались самые разные — в зависимости от местных особенностей. Из Вологды — в Ленинград, Москву, Архангельск, Великий Новгород, из Ленинграда — в прибалтийские республики, на Урале пользовались стабильным интересом туристов Екатеринбург, Нижний Тагил и Челябинск.
Следует отметить, что и в сегодняшней России этот вид отдыха вызывает определенный интерес потребителей. Так, летом прошлого года одним из популярных туров выходного дня стала поездка на ретропоезде из Москвы в Петушки, в гости к фермеру, где проводились мастер-классы и устраивались дегустации.
Директор Северо-Западного регионального отделения (СЗ РСТ) Екатерина Шадская говорит о востребованности в сегменте детского отдыха турпоезда в Великий Устюг — вотчину Деда Мороза. ФПК, подтверждая популярность новогоднего детского тура, напоминает об относительно новом аналогичном проекте, рассчитанном на детей, — железнодорожные поездки из Москвы и Петербурга в Кострому в гости к Снегурочке.
Мест немного
Директор по продажам компании Belmond в России и СНГ  отмечает, что поезда — это один из продуктов, который предлагается на российском рынке давно: «Для нашей страны это нишевый продукт, и о массовом спросе говорить не приходится». Вместе с тем госпожа Андреева отмечает стабильный интерес путешественников к поездам и даже его постоянный рост. Сегодня, по оценке топ-менеджера, это около 5% клиентов компании Belmond: рост связан главным образом с тем, что люди хотят ближе познакомиться со странами, где уже отдыхали в обычных отелях. «В сегменте многодневных железнодорожных туров есть предложения люксовых круизов, это выбор, как правило, обеспеченных пенсионеров. Мест мало, раскупаются едва ли не за год до отправления», — добавляет Евгений Городний. Здесь уместно будет упомянуть уже широко известные «Восточный экспресс», идущий из Парижа в Стамбул, и «Ориентальный экспресс» в Юго-Восточной Азии.
Еще пример такого путешествия можно найти в линейке продуктов компании Belmond, на сегодняшний день одного из самых популярных. Это шестидневная поездка на Belmond Royal Scotsman среди изумрудных холмов Шотландии. Туристы посетят лучшие поля для гольфа, в составе поезда спа-вагон, роскошные апартаменты. «Само предложение определяет аудиторию. Зайдите в самый престижный клуб для респектабельных джентльменов и достойных леди, и вы получите портрет компании, которая собирается в салоне поезда, чтобы выпить коктейль и обсудить последние новости», — добавляет госпожа Андреева. Еще один проект в люксовом сегменте, запущенный компанией в этом году, — путешествие на поезде по Перу, которое, по оценке топ-менеджера Belmond, «является уникальным для этой страны».
Иностранцев в России в первую очередь привлекает Транссиб. «Это — экзотика, чай в подстаканниках и прочее. Могут при этом даже в плацкарте ехать для полного погружения. Большая часть — самостоятельные путешественники. Главная точка притяжения — Байкал», — поясняет Евгений Городний. В ФПК добавляют, что, кроме Транссиба, среди иностранцев популярны туры по городам Золотого кольца, Серебряного ожерелья, а туристы из Азии отдают предпочтение путешествию по городам Великого чайного пути.
Флагманский проект еще одной «дочки» российского монополиста  — это круизный поезд «Императорская Россия» (Москва — Владивосток, Москва — Пекин), пользующийся, как заявляют в ФПК, «большой популярностью у иностранных туристов»: в частности, это путешествие выбрали жители 26 стран мира. Круиз организован по системе «все включено»: ночью туристы едут в поезде, а днем для них организуется экскурсионная программа, во время движения состава туристов развлекают тематическими викторинами и лекциями, национальными шоу, дегустациями напитков, живой музыкой.
Простой паровоз
Вместе с тем, по оценке экспертов, железнодорожный туризм в России продолжает скорее существовать, чем развиваться: специалисты не отмечают всплеска интереса среди сограждан. «Частным, но характерным примером, описывающим состояние железнодорожного туризма в стране, может служить тот факт, что с 2016 года власти Республики Коми не могут найти желающего купить турпоезд „Сияние Севера“, состоящий из четырех вагонов повышенной комфортности. Обслуживание „Сияния Севера“ на запасном пути обходится республике в 10 млн рублей в год, а желающих приобрести его не нашлось», — отмечает госпожа Шадская. Сегодня, как говорят специалисты, востребованность железнодорожных путешествий заметна в двух сегментах — многодневные туры по России для иностранцев (Транссибирская магистраль) и турпоезда для детских групп. Подобные путешествия, рассчитанные на взрослых россиян, по словам главы СЗ РСТ, периодически возникают, но обычно «в некоем единичном формате и не имеют системного продолжения».
Причины, сдерживающие рост популярности этого направления туризма, можно разделить условно на объективные и субъективные. Среди первых ключевыми Екатерина Шадская называет достаточно высокую аренду вагонов, при этом очень часто туроператоры не могут напрямую заключить договоры с ФПК, а вынуждены обращаться к посреднику — компании «РЖД Тур», в работе с которой периодически возникают сложности. И еще одна проблема — это отсутствие групповых тарифов на пассажирские перевозки для туроператоров. В совокупности эти обстоятельства приводят к высокой стоимости турпродукта.
В качестве субъективной причины госпожа Шадская обращает внимание на следующее обстоятельство: «Само время, проведенное в дороге, должно быть частью тура — сопровождаться экскурсионной программой, общением или интерактивом между участниками, погружать в атмосферу поездки. И это, конечно, не массовый турпродукт. Тем не менее туркомпании-лидеры, активно формирующие подобные туры, имеются — в Москве, Поволжье, Екатеринбурге. И банк идей у них довольно большой: туры выходного дня, поездки по малым городам центральной России на ретропоезде, железнодорожные путешествия по Уралу и Сибири. На мой взгляд, определенные перспективы здесь имеют ретропоезда с соответствующей обстановкой и идущие по нетривиальным маршрутам, куда, например, на автобусе заехать значительно сложнее». Но пока все упирается в высокую стоимость планируемого турпродукта.
Впрочем, некоторые компании все-таки проявляют оптимизм. «Мы наблюдаем стабильный интерес со стороны наших соотечественников к нашим турам. Экономическая ситуация в мире положительно сказалась и на количестве иностранных туристов. Уже сейчас проданы почти все билеты на наш эксклюзивный поезд „Императорская Россия“ на 2018 год», — заявили в ФПК.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео