Войти в почту

Приключения с личностным ростом

За рубежом Всплеск роста выездного туризма в 2017 году эксперты объясняют возвращением на рынок массовых пляжных направлений. Однако в более высоких сегментах востребованы другие направления, при этом состоятельные путешественники стараются совмещать классический туризм с оздоровительным, деловым и гастрономическим. Кира Базунова Главным трендом туриндустрии 2017 года, впервые после 2013-го, стал рост количества россиян, отдыхающих за границей. При этом цифры эксперты называют разные. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), число выездных туристских поездок из России за первые шесть месяцев 2017 года выросло на 28,9% (до 17,1 млн), а по словам главы Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, поток отдыхающих за границей россиян увеличился примерно на 10%. Как бы то ни было, эксперты связывают этот рост с "открытием" массовой Турции: в первом полугодии 2017 года число поездок россиян в эту страну выросло до 1,6 млн (Росстат). Популярны также пляжные направления Карибского моря (Доминиканская Республика -- 113 тыс. и Куба -- 39 тыс.), Ближнего Востока (ОАЭ -- 358 тыс.) и Юго-Восточной Азии (Таиланд -- 576 тыс. и Вьетнам -- 265 тыс.). Тенденция к восстановлению рынка выездного туризма проявилась и в сегменте дорогих поездок (количество продаж дорогих туров за год выросло в 4,5 раза, что значительно выше показателей массового сегмента, где спрос вырос в 2,5 раза) -- вот только искушенные путешественники выбирают другие направления и способы проведения досуга. "Высокий туристический потенциал имеют государства Южной Америки -- Аргентина, Чили, Венесуэла (несмотря на то, что в настоящий момент политический кризис снижает интерес к стране с точки зрения безопасности), Перу, Эквадор и, конечно же, Галапагосские острова",-- утверждает генеральный директор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили. Круизы по островам обходятся в кругленькую сумму (от $3 тыс. за пять дней на человека плюс перелет от $2 тыс.), зато позволяют расслабиться по полной программе: насладиться прогулками на лодке с прозрачным дном и дайвингом или снорклингом с маленькими пингвинами и рифовыми акулами, морскими звездами, скатами, морскими черепахами и множеством экзотических разноцветных рыб. Отдохнуть, расслабиться и одновременно оздоровиться -- одна из основных тенденций в сфере туризма. Путешественники охотно совмещают осмотр местных достопримечательностей, деловые переговоры и посещение магазинов и ресторанов с частичным оздоровлением -- посещением спа-комплексов, термальных источников, занятиями медитацией и йогой, принятием целебных ванн. По данным исследования, проведенного компанией Global Wellness Institute (GWI), на такие путешествия в мире ежегодно тратится около $500 млрд. Лидером в этом сегменте туриндустрии являются США, однако сегодня набирают популярность велнес-туры в Австралию и Океанию. В самом деле: Большой Барьерный Риф и красная гора Айрес-Рок, кенгуру и макадамия, Оперный театр в Сиднее и Королевский ботанический сад в Мельбурне, плюс уникальные retreat-курорты с эвкалиптовыми лесами и видами на океан, использующие традиции аборигенов для восстановления организма. И это не только старинные рецепты продуктов по уходу за телом на основе австралийских растений и минералов, но и аборигенский массаж игрой на барабанах и рейнстике. А в Новой Зеландии на курорте геотермальных вод Роторуа коренные жители маори используют богатые минералами грязи, мед манука и местные травы. Стоимость перелета и недельного проживания -- от $2 тыс., экскурсии и спа оплачиваются отдельно. Британская Jacada Travel одним из главных трендов года называет путешествие как способ личностного развития: это может быть совершенствование вообще (через бизнес-тренинги и духовные практики) или достижение конкретной цели -- например, восхождение на гору или покорение гигантской волны. На этой волне растет интерес туристов к Исландии, Гренландии, Антарктиде, куда едут, чтобы испытать себя и бросить вызов ледяной стихии. Менее экстремальными, но не менее захватывающими и даже частично оздоровительными можно назвать набирающие популярность туры в Чили и Аргентину (от $2 тыс. за неделю плюс еще как минимум столько же за перелет). Ознакомившись с достопримечательностями Буэнос-Айреса, путешественники отправляются в пеший поход по ледникам на высоте 1350-1400 м, ночуют в палатках, взбираются на горы с помощью кошек, веревок и снегоступов. А по возвращении посещают знаменитые водопады Игуасу, "райскую долину" Вальпараисо, винодельни провинций Мендоса или Винья-дель-Мар. Vina del Mar в переводе с испанского означает "виноградники на море", еще город называют La Ciudad Jardin ("город-сад"), он известен не только винодельческими традициями, но и пляжами, казино и ежегодными музыкальными фестивалями. Событийный и гастрономический туризм не оставляют своих позиций в списке актуальных трендов. Впрочем, за гастрономическими впечатлениями большинство туристов едут по привычке все-таки во Францию. Только теперь выбирают не самые людные, а напротив, самые аутентичные места (и это тоже тенденция) -- например Перигор. Замки, старинные дома, обвитые плющом, плантации ореховых деревьев, черепица всех цветов, пещеры с наскальными рисунками -- здесь будто попадаешь в сказку. В гроте Руффиньяк, например, катают на электропоезде и показывают лежбища ископаемых медведей и нарисованных носорогов, быков и козлов. Но главная "достопримечательность" Перигора -- трюфели и фуа-гра. Этот деликатес в огромных консервных банках можно купить прямо на ферме, а можно попробовать в "домашних" ресторанчиках с местным вином, количество сортов которого перевалило за сотни. Даже в раскрученной старушке-Европе есть еще направления, которые пока недостаточно изучены. К примеру, "носок" итальянского "сапога" -- регион Калабрия, или его "каблук" -- Апулия. Тут нет Колизея и галереи Уффици, зато есть старинные замки и масличные поля, карстовые пещеры и высеченная внутри горы церковь Пьедигротта, музеи лакрицы и бергамота, национальные парки с водопадами и зоосафари, даже действующий вулкан Стромболи, извергающий лаву на высоту 150 м. А еще -- сразу два моря: Тирренское и Ионическое. Первое славится бесконечными белоснежными песчаными пляжами и уединенными утесами, а второе -- скалистыми бухтами, идеально подходящими для дайвинга. Россияне выбирают По данным Росстата, в первой десятке лидеров рынка выездного туризма -- Абхазия (1,67 млн поездок, +8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Казахстан (1,27 млн, +2%), Эстония (817 тыс., +17%), Польша (589 тыс., +1%). Выросло и число туристов, выезжающих в Азербайджан (325 тыс., +22%), Грузию (383 тыс., +29%), Армению (171 тыс., +37%), Молдавию (116 тыс., +26%) и Латвию (173 тыс., +15%).

Приключения с личностным ростом
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге