Перелёт между регионами может стать дешевле

У жителей регионов России может появиться возможность покупать частично субсидированные государством билеты на внутрирегиональные авиарейсы. Как стало известно «Парламентской газете», соответствующий законопроект разработал депутат Госдумы от «Справедливой России» Федот Тумусов. Если законопроект будет принят, жители крупных субъектов Российской Федерации смогут летать в их пределах по сниженной цене, которая может составить, например, половину полной стоимости билета, а остальную часть авиакомпаниям оплатит государство. Тумусов внести поправки в закон «О государственном регулировании развития авиации» и в федеральный бюджет. Кто полетит? Инициатива затронет жителей только тех регионов, где стоимость внутрирегиональных авиаперелётов превышает возможности людей покупать билеты, например, Якутию и Красноярский край. «Якутия — это 1/5 часть страны. Из её столицы Якутска до крайнего северо-восточного райцентра Черского примерно четыре часа лёта, а цена билета на самолет может достигать 40 тысяч рублей. Люди же там зарабатывают примерно 30 тысяч рублей. В то же время из Якутска в Москву лететь дольше, шесть часов, а билет стоит гораздо меньше — примерно 15 тысяч рублей. Где справедливость?», — возмущён парламентарий. Система субсидирования не только поможет гражданам, но и подстегнёт развитие малых авиакомпаний, которые осуществляют внутрирегиональные перевозки, и поспособствует процветанию внутреннего туризма, уверен депутат. «Летать станут больше — и не только к родственникам или по работе, но и в целях туризма. Хотели бы вы побывать на самой Северной точке России на территории Якутии? На северных территориях очень интересно. Но вы же не можете найти сто тысяч рублей, чтобы слетать туда и обратно. А если это будет стоить, условно говоря, 20 тысяч, Вы заинтересуетесь. Деньги же от туризма пойдут на развитие региона». Согласно законопроекту, разделения граждан на льготные и обычные категории не будет, и купить субсидированные билеты смогут не только пенсионеры и студенты, но и все желающие жители региона. Что касается размера субсидий, документ предлагает рассчитывать его отдельно для каждого региона и каждого маршрута — исходя из обоснованной себестоимости билетов, уровня доходов населения региона, расстояния, которое будет покрывать авиарейс, и транспортной активности жителей — того, насколько они будут заинтересованы в таких перелётах. Окончательное решение, какую часть стоимости авиабилетов при внутрирегиональных перелётах возьмёт на себя государство, а какую часть будут оплачивать пассажиры, должно принять правительство, пояснил автор законопроекта. «Пока существует мнение, что внутрирегиональные перевозки — это полномочия и ответственность исключительно региональных властей. Законопроект пытается снять эти противоречия», — объяснил депутат. Нагрузка должна быть равномерной Инициативой депутата нагрузку по субсидированию предлагается распределить на бюджеты разных уровней — федеральный, региональные и, возможно, муниципальные. «Денег на это хватит», — считает Тумусов. За рамками законопроекта он предлагает и другие меры повышения транспортной доступности, которые снизят нагрузку на бюджет. «Нагрузку нельзя повесить только на бюджет. Первый этап — субсидирование, а второй — изменение правил по обслуживанию аэродромов, аэровокзалов. Дело в том, что для международного аэропорта Шереметьево и для аэропорта маленького города правила абсолютно одинаковы. Чтобы их соблюдать, приходится увеличивать штат. Например, если раньше в моём родном Верхневилюйске в аэропорту работало, условно говоря, 10 человек, то сегодня там работает 70 человек. С одной стороны, хорошо, что появились рабочие места, а с другой — это отразилось на цене билета». На данном этапе предложения Федота Тумусова направлены в правительство на предмет заключения, после чего они будут внесены на рассмотрение в Госдуму. Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин считает, что принятие законопроекта позитивно скажется на развитии внутрирегиональных авиаперевозок, но нужно реально оценить возможности финансирования субсидий. «Уже работают меры поддержки, которые повышают доступность перелётов и существенно увеличивают количество перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями. Это и субсидирование перелётов между регионами, и введение плоских, безбагажных и невозвратных тарифов, — рассказал он «Парламентской газете». — Что касается авиаперевозок внутри регионов, думаю, предложенная инициатива повысила бы их доступность. Другой вопрос — насколько будет возможно ее финансирование, ведь на существующие программы субсидирования уже выделяются существенные суммы, больше семи миллиардов рублей». По мнению Горина, особенно актуальной для внутрирегиональных авиакомпаний была бы господдержка по обновлению парка самолётов. «Внутрирегиональной авиации нужны самолёты меньшей вместимости, к тому же способные осуществлять посадку в аэропортах с короткой взлётно-посадочной полосой, — рассказал эксперт. — Поэтому нужен комплекс мер господдержки авиакомпаний, занимающихся полётами внутри регионов, — например, предоставление льготных ставок кредитования, поддержка лизинга российских самолетов с подходящими характеристиками». Сейчас на территории России уже действует четыре программы субсидирования авиабилетов, но только на рейсы между регионами (как внутри федеральных округов, так и между ними). Всего в списке более ста направлений, они охватывают, в том числе, Дальний Восток, Калининградскую область и Крым. Большинство программ имеют ограничения по возрасту (доступны исключительно гражданам до 23 лет, пенсионерам, инвалидам различных групп и сопровождающим их лицам), а также действуют только в определённые месяцы года.

Перелёт между регионами может стать дешевле
© Парламентская газета