Арктический рай «откроют» для небогатых
Поток интересующихся красотами Арктического региона с каждым годом растет. Только в этом году на Ямале побывали туристы из Австралии, США, Великобритании, Германии, Канады и Таиланда. Однако глобальная цель – не только иностранцы, но и соотечественники со средним достатком. Почему их пока мало и как увеличить спрос на арктическую экзотику? Об этом будут говорить на первом Съезде представителей туриндустрии Ямала. Он состоится в Салехарде 8 и 9 ноября и уже привлек внимание более 130 делегатов. Речь зайдет и о проблемах туриндустрии, и об опыте других северных территорий. ОТ ОТЕЛЬЕРА ДО РЕСТОРАТОРА По мнению региональных и муниципальных властей, актуальность диалога назрела давно, есть запрос и от бизнеса. – Туризм как отрасль в регионе существует, но возникла объективная необходимость в ее дальнейшем развитии, – пояснил Сергей Зяблов, первый заместитель директора департамента молодежной политики и туризма ЯНАО. – Запрос в путешествиях на Ямал есть, но мы не всегда готовы обеспечить туристов всем необходимым. Поэтому мы и решили собрать на одной площадке представителей органов власти и турбизнеса. По мнению собеседника «КС», северный колорит способен привлечь много путешественников. – Наша задача – сделать так, чтобы туристы с удовольствием вспоминали время, проведенное на Ямале, делились впечатлениями с близкими и захотели вернуться, – отметил Сергей Зяблов. «ДИКАРЕЙ» ХОТЯТ ПОСЧИТАТЬ Чтобы так было, нужно ответить на основные вопросы: как доставить, принять гостей, где разместить, чем заинтересовать, как вкусно накормить. Одна из главенствующих проблем – отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, что сказывается на себестоимости турпродуктов и их доступности для путешественников. Однако даже если цена услуг снизится, сфера не готова к большому потоку путешественников. Как считает Сергей Зяблов, нынешняя туринфраструктура не способна «переварить» массовые объемы. Но, возможно, именно съезд даст толчок для понимания, куда и как двигаться. Организаторы надеются, что диалог станет полезным для развития конкретных проектов. Пока же, как показывают конкурсы на грантовую поддержку, качество бизнес-планов у представителей туриндустрии невысокое. Возможно, дискуссия поможет найти решение еще одной проблемы – «дикого» туризма, когда люди путешествуют в одиночку или группами, самостоятельно или по приглашению частных лиц. Зачастую они остаются «невидимыми» для служб, отвечающих за безопасность, и, следовательно, не могут рассчитывать на помощь в экстренных ситуациях. Сколько таких и где они ходят, остается неизвестным. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТУРИНДУСТРИЯ ЯМАЛА 64 туристические компании и национальные общины, 83 гостиницы и хостелов, 580 ресторанов и кафе, 109 музеев, развлекательных центров и сувенирных мастерских КАРТУ СОСТАВЯТ НА «МОЗГОВОМ ШТУРМЕ» Гостями съезда станут известные в стране эксперты, представители регионов, где въездной туризм развивается успешно. Приедут Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, руководитель Комитета по импортозамещению в туризме Министерства культуры РФ, Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма, Наталья Абрамович, генеральный директор Туристско-информационного центра Казани, вице-президент Национальной ассоциации информационно-туристских организаций. В программе – рабочие встречи, круглый стол, панельная дискуссия. Участникам организуют телемост с представителями Арктических регионов. Разговор коснется успешных примеров и ошибок из практики других регионов. На связь выйдут даже представители национального офиса VISIT RUSSIA ASIA во Вьетнаме. Самым захватывающим, пожалуй, будет «мозговой штурм», в который участники попадут вместе с экспертами. Группам из представителей частного бизнеса, кураторов органов культуры и туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса выдадут индивидуальные задания. Им предстоит разработать для определенного муниципалитета перспективный туристский продукт. Эти идеи лягут в основу карты туристкой деятельности Ямала. Кроме того, представителям отрасли предложат создать региональную ассоциацию, которая займется системным взаимодействием между туроператорами. Комментарии «ПОТРОГАТЬ ТОВАР РУКАМИ» Евгений Кириллов, руководитель турагентства «Арикон», Салехард: – Хотелось бы увидеть от коллег предложения для отдыха внутри региона. Планируем, как говорится, «потрогать товар руками». Оценив возможности и качество турпродуктов, попробуем наладить контакты и сотрудничество, которые позволят развивать это направление. Самое главное – нужно оценить возможные риски, связанные с неисполнением обязательств, транспортной составляющей, и понять, как это сказывается на цене туров. НАМ ЕСТЬ ЧТО ПОКАЗАТЬ! Галина Артемьева, заместитель директора Центра развития туризма, Тарко-Сале: – Еще три года назад, люди, живущие на Большой земле, не испытывали особого интереса к нашим продуктам. За последний год у нас побывал три небольшие группы, которые воспользовались нашими турами. На съезде мы хотим представить несколько маршрутов, которые, надеемся, будут интересны и другим регионам. БИЗНЕС МЕНЯЮ НА БЮДЖЕТНУЮ РАБОТУ Наталья Сандрина, индивидуальный предприниматель, Салехард: – Мы за десять лет ничего не заработали… Поэтому хочу завязать с туризмом и устроиться в детский сад, плюс буду заниматься сувенирной продукцией. Наше стойбище за городом останется, для отдыха выходного дня по заявкам. Всё дело в тяжелой транспортной схеме, из-за которой к нам приезжает не так много людей. В основном отдыхают местные, эпизодически бывают гости из делегаций. А так поток бывает только на Новый год или День оленевода.