Крах «ВИМ-Авиа» показал, что ситуация с авиаперевозчиками достаточно шаткая

Российские туроператоры прекратили сотрудничество с «ВИМ-Авиа». Об этом сообщает Ассоциация туроператоров России. В субботу перевозчик выполнит восемь рейсов, последний из них — с итальянского курорта Римини. Далее пассажиров «ВИМ-Авиа» будут перевозить другие перевозчики. Вместе с тем в АТОР говорят, что самый острый период в разрешении ситуации с авиакомпанией уже пройден, так как высокий летний сезон позади. Там также подчеркивают, что вывоз застрявших туристов фактически лег на бюджеты туроператоров. Вот что рассказал Business FM советник руководителя Ростуризма, член оперативного штаба по «ВИМ-Авиа» Дмитрий Горин: — За эти дни вывезено свыше 30 тысяч человек. Сейчас на курортах в плановом режиме остаются туристы. Они закончат свой отдых и вернутся уже в Россию на рейсах других авиакомпаний. — Говорится, что вывоз застрявших туристов фактически выполнили туроператоры за свой счет. — Здесь надо понимать, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» удержала депозиты, но в этой ситуации все борта, несмотря на крах авиакомпании, были предоставлены, и мы смогли выполнить все обязательства перед туристами. — Получается, что из туроператоров никто не заподозрил неладное заранее. Альтернативы были или же нет? — Последнее время мы отмечаем рост туристических поездок. И в этом году наметился даже дефицит свободных емкостей, поэтому, конечно, все операторы очень активно использовали перевозчика «ВИМ-Авиа». Этим летом не менее полутора миллионов туристов воспользовались именно услугами этой авиакомпании. И в любом случае даже альтернативных вариантов еще в июне месяце было крайне сложно найти. Сейчас другой вопрос: куда в перспективе можно перебронировать те объемы, которые раньше перевозчик перевозил.​ По данным Ассоциации, суммарный объем депозитов, находящихся у «ВИМ-Авиа», составляет 700 млн рублей, которые туроператоры уже вряд ли смогут вернуть. Вот что сказал на это эксперт Общественной палаты РФ по защите прав туристов Роман Бобылев: — Часть денежных средств выделило государство, потому что вывозом туристов занимались другие авиакомпании помимо «ВИМ-Авиа», то есть государство выделило на это денежные средства. Они будут получены, и цифра определена. Что касается того, что туроператоры вынуждены были доплачивать за новых авиаперевозчиков, потому что огромное количество туристов купило туры с серьезной глубиной продаж вперед. Люди планировали выезд, а туроператоры, в свою очередь, планировали отдых данных туристов, к примеру, на октябрь, на ноябрь месяц и усиление авиакомпании «ВИМ-Авиа», поэтому на самом деле это коммерческие риски туроператоров. Туроператоров же никто не обязывал выбирать в качестве авиаперевозчика такую авиакомпанию как «ВИМ-Авиа», у которой уже давным-давно не все в порядке и данная авиакомпания была в лидерах по задержкам вылетов и прилетов. Видимо, туроператоров прельщала цена, и поэтому туроператоры в конечном итоге получили проблемы. — Туроператоры, наверное, в курсе были о каких-то проблемах с компанией «ВИМ-Авиа». Почему, как вы думаете, никто не предпринял каких-то попыток решить заранее. Это же не сегодня и не одномоментно возникла проблема. — Разумеется, но самым непосредственным контролирующим органом, кто выдает допуски на чартерную авиаперевозку, то есть определяет, что эта авиакомпания может летать за рубеж и возить туристов, является Росавиация. В принципе, для туроператоров было сигналом то, что она накануне этой критической ситуации даже выдала новые допуски. И в некотором роде подтвердила текущую операционную деятельность компании «ВИМ-Авиа», поэтому, в принципе, туроператора здесь тоже сложно обвинять. На мой взгляд, здесь есть такая некая государственная проблема: то есть Росавиация вовремя не посмотрела и не уделила необходимое внимание проблемам, которые возникали уже систематически у компании «ВИМ-Авиа». — Есть предпосылки к тому, что кто-то будет следующий из крупных игроков? И почему они уходят с рынка? Только ли по вине самих, собственно, перевозчиков? — На самом деле, ситуация с авиаперевозчиками достаточно шаткая. У нас в таком безупречном состоянии находится компании только лишь с государственным участием. Другие авиаперевозчики даже несмотря на то, что занимаются регулярной и чартерное перевозкой, они всегда находятся в подвешенном состоянии и зависят даже, в том числе, от некой политической конъюнктуры. То есть когда у нас закрывалось внезапно турецкое направление в сезоне 2016 года, то возник серьезный риск банкротства туроператоров, которые были завязаны с авиаперевозкой именно на данные направления. Сейчас абсолютно все крупные туроператоры имеют собственный авиапарк, и поэтому если возникают какие-то проблемы, связанные с закрытием направлений, снижением туристического потока, с экономической вообще ситуацией в целом, когда люди начинают меньше отдыхать, то данные авиакомпании находятся в таком подвешенном состоянии. Крах «ВИМ-Авиа» произошел 26 сентября, когда авиакомпания прекратила выполнять чартеры. Днем ранее в отношении руководства перевозчика Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Долг перевозчика перед кредиторами составляет 7 млрд рублей, заявляла Росавиация.

Крах «ВИМ-Авиа» показал, что ситуация с авиаперевозчиками достаточно шаткая
© BFM.RU