Туристы хотят куда подальше

Спрос на поездки по России продолжит падать зимой Снижение интереса российских туристов к путешествиям по стране, ставшее одним из трендов прошедшего лета, может сохраниться и в зимнем сезоне. Хотя цены на размещение за год почти не изменились, доля России в общем объеме продаж турагентств на этапе раннего бронирования упала в несколько раз. Интерес путешественников к зимним поездкам по России значительно сократился, свидетельствуют данные опрошенных “Ъ” участников туррынка. Так, по расчетам Level.Travel, если в январе—сентябре Россия занимала 5% в общей структуре продаж на зимний сезон, то сейчас выбыла из перечня востребованных направлений. Похожие данные у Travelata.ru: год назад на зимние туры по России приходилось 14% продаж, то теперь речь идет всего о 2%. В OnlineTur.ru говорят о снижении доли внутренних направлений с 2,8% до 1,9%. Гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин уточняет, что продажи зимних туров по стране в этом году в принципе начались на месяц позже, чем в прошлом. Но, по его словам, интерес к России традиционно растет с началом сезона. Снижение спроса на Россию в зимний сезон заметили и туроператоры. Директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин указывает, что спрос на поездки на европейские горнолыжные направления в зимний период на 20% превышает уровень 2016 года, тогда как интерес к российским направлениям пропорционально снижается. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин настроен оптимистичнее. По его мнению, продажи туров по России в зимнем сезоне будут сопоставимы с 2016 годом и даже, возможно, вырастут на 5%. «Летом основной причиной обвала спроса на внутреннем рынке стали завышенные цены на размещение, но отельеры сделали выводы — цены на зимний сезон не выросли относительно прошлого года»,— говорит Сергей Ромашкин. Он подтверждает, что бронирования в этом году начались значительно позже. Но, по мнению господина Ромашкина, это может быть связано со сдвинувшимся летним сезоном: из-за холодного июня и июля многие отправились на море только в сентябре и пока не готовы планировать зимний отдых. Самым востребованным зарубежным зимним направлением в Travelta.ru называют Таиланд — доля страны в структуре продаж за год увеличилась с 9% до 24%. Вторые по популярности — ОАЭ, спрос вырос с 7% до 24%. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий связывает это с облегчением визового режима. Кроме того, направление считается альтернативой Египту. По расчетам Level.Travel, в топ-3 наиболее востребованных зимних направлений входят Таиланд (33% продаж), Индия (27%) и Вьетнам (9%). Спад интереса к зимним поездкам по России виден и в сегменте самостоятельного бронирования. Директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес говорит, что если в 2016 году на новогодние даты на зарубежные направления приходилось 64%, то в этом году эта доля выросла до 82%. Доля внутренних авиабилетов в структуре продаж снизилась более чем в два раза — с 36% до 17%. Господин Гинес связывает это со стабилизацией курса валют, на фоне которой россияне стали увереннее планировать заграничные путешествия. Предпочтения путешественников на зимний сезон в самостоятельном сегменте заметно отличаются. По расчетам Tutu.ru, Германия стала наиболее востребованным направлением авиаперелетов — 9,6% продаж на новогодние даты, следом идут Чехия — 8,8% и Италия — 7,2%. Падение спроса на поездки по России после двух лет его устойчивого роста стало одним из трендов летнего сезона. Согласно представленным ранее расчетам туроператоров, поток на внутренние курорты летом сократился на 15–20% (см. “Ъ” от 6 сентября). Ставший большой проблемой для туроператоров в летнем сезоне сбой в работе «ВИМ-Авиа» и осенний крах авиакомпании не окажут значимого влияния на рынок зимой. Во-первых, поясняет Сергей Ромашкин, нет крупных туроператоров, которые формировали бы на базе перевозчика свою будущую полетную программу, во-вторых, дефицит перевозки зимой не ощущается: на существующих рейсах много свободных мест. Александра Мерцалова

Туристы хотят куда подальше
© Коммерсант