В самолетах появились свободные места

На фоне подъема рынка авиаперевозок и активного расширения парка самолетов российские авиакомпании начали пополнять штат бортпроводников. «Северный ветер» и Azur Air, активно развивающие туристические направления, объявили о наборе нескольких сотен специалистов, о постоянном найме новых бортпроводников говорят и лидеры рынка «Аэрофлот» и S7. Этим летом в отрасли уже начали говорить о появлении дефицита квалифицированного персонала, но это касается лишь пилотов, уезжающих на заработки за рубеж. Эксперты отмечают, что в отличие от пилотов, бортпроводников можно гораздо быстрее обучить, поэтому сложностей с их набором возникнуть не должно.

В России подскочил спрос на бортпроводников
© Коммерсантъ

Авиакомпания Azur Air (стратегический партнер туроператора ANEX Tour) планирует в 2017 году на 25% увеличить перевозки — до 3 млн пассажиров, сообщила директор по связям с общественностью перевозчика Анастасия Матюшина. По ее словам, «новые пассажиры, рост количества выполняемых рейсов, расширение географии полетов требуют увеличения парка и численности персонала». Поэтому в дополнение к эскадрильям в наиболее значимых городах маршрутной сети (Красноярске, Ростове-на-Дону, Петербурге) Azur Air открыла представительство бортпроводников в Екатеринбурге, откуда выполняет полеты по 16 международным туристическим направлениям. По словам госпожи Матюшиной, «есть определенный дефицит квалифицированных кадров». Набор был начат еще в высокий сезон, уже приняты на работу 62 специалиста.

Об открытии 200 вакансий бортпроводников сообщил «Северный ветер» (входит в группу туроператора Pegas Touristik). В компании «беспрецедентный набор» персонала объясняют тем, что продолжат расширять парк широкофюзеляжных судов для выполнения стратегии стыковочных рейсов (пассажиры из регионов развозятся на курорты через Москву). Новые самолеты потребуются в осенне-зимнем расписании, когда маршрутная сеть будет состоять более чем из 200 направлений, из регионов число рейсов в Москву удвоится. До конца года «Северный ветер» получит четыре узкофюзеляжных самолета, по плану к 2019 году парк компании будет состоять из 50 самолетов (сейчас 20).

На фоне резкого роста авиаперевозок в этом году (по оперативным данным Росавиации, пассажиропоток за январь—август вырос на 19,9%, до 70,1 млн человек) бортпроводников набирают и другие компании. В S7 “Ъ” сообщили, что в компании более 2 тыс. бортпроводников, в этом году парк пополняется новыми самолетами, что «подразумевает увеличение штата». Каждый месяц в учебном центре S7 Training стартует обучение новых групп по первоначальной подготовке бортпроводников. В «Аэрофлоте» работают более 7 тыс. бортпроводников, но набор постоянно ведется в Москве и регионах. При этом дефицита этих специалистов в компании не видят: в центральный офис ежедневно приходят десятки претендентов на эти вакансии.

Ранее авиакомпании уже говорили о нехватке персонала, но речь шла о летном составе, в частности о дефиците командиров воздушных судов. В июне о нехватке пилотов заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, объяснив тенденцию тем, что некоторые пилоты уходят работать в Азию, где зарплата выше. «В отличие от пилотов бортпроводников можно гораздо быстрее обучить и привлечь к работе, поэтому сложностей с их набором возникнуть не должно»,— считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он отметил, что «расширение штата актуально для авиакомпаний, где продажи идут преимущественно в составе турпакетов через туроператоров, стимулирующих перевозчиков наращивать объемные показатели». С увеличением налета, в том числе на регулярных рейсах, как это демонстрирует «Северный ветер», перевозчикам потребуются дополнительные экипажи, говорит господин Пантелеев. Но в современной авиации требования к персоналу становятся более специфичными — бортпроводники должны обеспечивать не только безопасность, но и увеличивать продажи товаров на борту.