100 лет Октября: "Красные туристы" заполонили Россию
Туристический поток между Россией и Китаем в нынешнем году вырос на рекордные 30%. А по итогам года будет еще больше – сотни тысяч туристов из Поднебесной спешат посетить «революционные» места: Ульяновск, Санкт-Петербург, Москву. Большинство китайских путешественников – люди среднего возраста, которые просто ностальгируют по советскому прошлому. Китайцы выбирают «красные туры» На завершившемся вчера саммите БРИКС в китайском портовом городе Сямынь обсуждались многие вопросы глобальной экономики, политики и безопасности. Не обошли вниманием мировые лидеры и развитие туризма: как заявил недавно назначенный генеральный директор крупнейшего китайского агрегатора туристических услуг Ctrip Сунь Цзи, именно эта отрасль будет одной из доминирующих в течение ближайшего десятилетия. Китайский выездной туризм испытал взрывной роста за последние годы: в 2015 году китайцы совершили более 120 миллионов туристических поездок за рубеж, что в четыре раза больше, чем было еще в 2005 году. А в первой половине нынешнего года, по подсчетам Ctrip, китайские туристы совершили уже более 62 миллиона поездок, что на 5% больше прошлогоднего показателя. Шанхайское онлайн-турагентство Lvmama.com подсчитало, что с начала года турпоток из Китая в другие страны БРИКС вырос на 180%. Причем Россия лидирует в абсолютных показателях (на нее приходится 70% туристов среди стран БРИКС), а вот ЮАР – по темпам прироста (в четыре раза больше китайских путешественников в сравнении с прошлым годом). Наряду с Бразилией, Южная Африка привлекает китайских туристов биологическим и ландшафтным разнообразием. Сюда часто отправляются семьи с детьми школьного возраста. Ну а в России китайцев интересуют прежде всего культурные центры. Костяк туристов – это люди, родившиеся в шестидесятые-семидесятые годы, которые ностальгируют по советскому прошлому. Все большую популярность приобретают так называемые «красные туры», рассчитанные именно на такой контингент. Скажем, 16 сентября в путь по Транссибирской магистрали отправится первая группа китайских туристов, которые преодолеют путь длиной в 7,5 тысячи километров. Стоимость поездки – 30 тысяч юаней (почти $4,5 тысячи). Поезд будет останавливаться в Красноярске, Екатеринбурге, Владимире, Санкт-Петербурге и Москве. Пора в дорогу – от Ленина до Мао По оценке российского турагентства «Миг без границ», в прошлом году китайских путешественников в России достигло рекордного показателя в 1,3 млн человек, они оставили в нашей стране почти $3 млрд. Жирный кусок, за который стоит побороться туроператорам в преддверии столетия Великой Октябрьской революции. Например, в Ульяновске ожидают до конца года не менее 6 тысяч китайских туристов (против тысячи в прошлом году). Подготовились ульяновские власти к притоку путешественников основательно, разместив на уличных указателях цитаты из Карла Маркса на русском и китайском языках. В ресторанах в центре города также появились меню на китайском языке. Власти Ульяновска даже обещают запустить регулярные полеты в Шаошань – город, где родился Мао Цзэдун. Прилетающие на берега Волги китайцы затем отправятся в путь по «красному» маршруту, который включает Казань (где Владимир Ленин учился в университете), Санкт-Петербург и Москву. С обязательным посещением мавзолея, разумеется... Впрочем, опрошенные «Свободной прессой» эксперты-экономисты не скрывают скепсиса относительно планов по стремительному наращиванию китайского турпотока в Россию. – Ждать какого-то заметного роста китайских инвестиций в сферу туризма в России не стоит, – высказался в интервью «Свободной прессе» управляющий партнер группы компаний Kirikov Group Даниил Кириков. – Интерес китайских инвесторов к США и Европе обусловлен тем, что туризм у них развит на очень высоком уровне и инвестиции очень выгодны. Введенные ограничения сократят их долю в американском и европейском секторах, но сферу туризма в России более выгодными не сделают. Следует учитывать, что китайцы в принципе не склонны к вложениям средств при высоком риске – в России же как раз совокупность негативных факторов, которые ставят под вопрос возможное получение прибыли (налоги, бюрократия, плохой инвестклимат, нестабильные экономические условия и недостаточная степень защиты права собственности на законодательном уровне). Без особого оптимизма смотрит на будущее российско-китайских отношений в сфере туризма и старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков: – Формально по выездному туризму мы имеем 1,6 миллиона человек в 2016 году, Китай на втором месте после Финляндии и слегка опережает Эстонию. По въездному туризму Китай на четвертом после Украины, Казахстана и Финляндии с 1,2 млн поездок, – говорит Сергей Жаворонков. – Но надо понимать, что под «туризмом» между нашими странами в значительной степени скрывается приграничная торговля на Дальнем Востоке (для организованных групп не менее 5 человек с гидами существует безвизовый режим). В этом регионе до сих пор сохранились те самые «челноки», которые вымерли на западном направлении. Особого прорыва я тут не жду. Достаточно пройтись по улицам Москвы и посмотреть, какие страны предлагают турагентства на восточном направлении: Таиланд, Вьетнам прежде всего. Ну и в целом, конечно, Турция, Египет, Кипр, Эстония, Испания, Италия, Австрия... Китайцы нам друзья. Но прибыль важнее! По данным Ростуризма, в прошлом году россияне совершили в Китай почти 1,7 млн поездок с туристическими целями, а в обратную сторону въехало почти 1,3 миллиона (на 15% выше показателя 2015 года). В первом квартале текущего года эти показатели, соответственно, выросли на 32% (въездной туризм) и 38% (выездной туризм). В рамках группового безвизового туробмена между Россией и Китаем в прошлом году совершено 760 тысяч поездок, или на 40% больше. Планы и прогнозы в туристической отрасли двух стран на фоне цифр, озвученных в кулуарах саммита БРИКС, «Свободная пресса» обсудила со старшим научным сотрудником Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД России Леонидом Гусевым. «СП»: – Леонид Юрьевич, большинство туристов – и из России в Китай, и в обратную сторону – отправляются в составе организованных групп. Намечены ли какие-то послабления для таких «групповых» туристов? – В настоящее время российские и китайские туристы могут взаимно въезжать по безвизовым спискам группами от 5 до 50 человек и находиться, соответственно, в России и Китае 15 дней. Сейчас готовится новый документ, по которому минимальное число туристов в группе предлагается сократить до трех человек, а срок безвизового пребывания увеличить до 21 дня. Данные о группах хотят внести в электронную систему контроля, что сократит время проверки на границе. Кроме того, планируется отказаться от длительного согласования документов по дипломатическим каналам. В дальнейшем, в рамках сотрудничества с группой Alibaba планируется использовать ресурс AliPay, совместно с МИД России – соцсети Weibo и WeChat. Это позволит донести информацию о туристических возможностях нашей страны до более чем 600 млн граждан Китая. «СП»: – Сейчас все больше российских банков предлагают выпустить карты платежной системы UnionPay, которая родилась в Китае, а сейчас уже стала глобальной. Перспективы, думаете, в этом направлении тоже радужные? – Между нашими странами уже достигнута договоренность о разработке программы привилегий для держателей карты UnionPay. Она направлена на то, чтобы стимулировать и популяризовать использование этих карт китайскими туристами для оплаты товаров и услуг на территории России за счет формирования партнерской сети торгово-сервисных предприятий, участвующих в реализации проекта China Friendly. Участники этого проекта предоставляют держателям карт UnionPay уникальные условия обслуживания (скидки, акции и так далее). Я хотел бы обратить внимание, что продолжается сотрудничество в области безопасности туризма. При поддержке Ростуризма и Государственного управления по делам туризма КНР российскими и китайскими страховщиками создан совместный механизм страховой защиты туристов, исключающий двойное страхование и обеспечивающий своевременное получение российскими и китайскими туристами бесплатной медицинской помощи. В настоящее время проект реализован в отношении российских и китайских туристов, следующих в групповом безвизовом порядке. Проводится работа по расширению действия проекта страхования на визовых туристов. «СП»: – Китай уверенно держит второе место среди государств дальнего зарубежья по количеству туристических поездок в Россию. С учетом нынешних темпов роста, видимо, скоро выйдет на первое место. – Поделюсь личным наблюдением. Сам я в августе был в Китае в городе Даляне (это бывший Дальний) и Порт-Артуре, который в настоящее время является районом Даляня. Сейчас там довольно большое количество российских туристов, но преимущественно с Дальнего Востока, из Владивостока, Находки, других городов. Есть люди из Восточной Сибири. Дело в том, что им выгодно ехать в Китай, потому что это не так дорого для них и довольно удобно. Они могут добираться туда на автобусах и поездах. А вот людям из российских территорий до Урала, наоборот это дорого. Поэтому, несмотря на увеличивающийся турпоток, он еще все-таки не очень уж большой. Здесь нужно добиваться снижения стоимости билетов на самолет, в первую очередь и заключения договора о безвизовых поездках между нашими странами хотя бы на 14 дней. Не о групповых безвизовых поездках, а безвизовых поездках для отдельных граждан. Как у нас уже есть с Южной Кореей, Вьетнамом. Тогда это увеличит туристические потоки во много раз. Представляется, что со временем страны придут к такому решению.