Туристов из Китая влечет российский Мурманск 

Туристов из Китая влечет российский Мурманск
Фото: Деловая газета "Взгляд"
Количество китайцев, желающих посетить Россию с туристическими целями, стремительно растет. При этом граждан коммунистического Китая, как ни странно, влекут в Россию прежде всего не ленинские места. Почему жителей КНР так влекут к себе русские просторы, сколько на них зарабатывает Россия и что больше всего шокирует в нашей стране китайских туристов? Еще в 2015 году китайские туристы вытеснили немцев по объему въезда в Россию. И их поток в Россию растет двузначными цифрами. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), турпоток из Китая в Россию по итогам лета вырос на 20%, а за весь год может увеличиться на 30%. При этом, так называемый «красный маршрут», разработанный для китацей в России — то есть путешествие по местам, связанным с Лениным и достопримечательностями советского времени — тут ни при чем. Китайцев интересует больше не Ленин, а, как ни странно, янтарь, считают в АТОРе. В прошлом году Россию посетило порядка 1,3 млн китайцев, значит, в этом году приедет уже более полутора миллионов гостей из Поднебесной. «Это данные по въезду китайцев в Россию, но не все едут с туристическими целями. Велика доля приграничных поездок на Дальний Восток, а это не туристы, а челночники. Более корректна статистика по турпотоку — это посещение Москвы и Санкт-Петербурга», — отмечает генеральный директор туроператора «Дельфин» . По его мнению, из 1,3 млн китайцев, въехавших в России, туристов было 750 тыс. человек. Порядка 80-90% китайских туристов едут по безвизовому групповому обмену, самостоятельных туристов, покупающих визы, немного. В основном китайские туристы — это женщины старше 50 лет, в последнее время бабушки стали брать с собой внуков. Главное место притяжения китайцев — это Москва, которую в рамках безвизового группового обмена только в первом полугодии посетило 128 тыс., что на 21% больше, чем годом ранее (данные туристической ассоциации «Мир без границ»). На втором месте — Приморский край с 67 тыс. туристов за полгода (плюс 17%), на третьем месте — Санкт-Петербург, который увидело 52 тыс. китайцев (плюс 136%). Столь стремительный рост объясняется увеличением числа прямых рейсов из КНР в северную столицу РФ. Почему столько китайцев стало ездить в Россию? Во-первых, туры и товары в России для китайцев подешевели почти в два раза из-за девальвации рубля. При этом, в КНР появился средний класс, который зарабатывает порой даже больше, чем российский. Во-вторых, сработал эффект ведения упрощенного визового режима. «При переходе на безвизовый режим, например, с Южной Кореей и Израилем в течение года после этого поток туристов удваивался. И в Москву 90% китайских туристов едет по облегченному визовому режиму», — говорит Ромашкин. Наконец, привлекает историческая связь России с Китаем, и наши социалистические корни. «Средний возраст китайских туристов 50 плюс. Они видят в нас родственную страну, которая когда-то шла по такому же пути, по которому они идут и сейчас», — говорит Ромашкин. Специально разработанный «красный маршрут» по следам Ленина — Москва, Ульяновск, Казань, Самара, Санкт-Петербург — сотни тысяч туристов привлечь действительно не смог. Однако объекты советского наследия в Москве и Санкт-Петербурге китайцев по-прежнему привлекают. «Мавзолей Ленина, Горки Ленинские, Бункер-42, безусловно, являются очень востребованными для китайцев. Как-то я ехала с китайцами в автобусе, и наблюдала, как они, увидев памятник Ленина, попросили остановить автобус, чтобы выйти и сфотографироваться», — рассказывает руководитель программы China Friendly турассоциации «Мир без границ» . Почему же китайцы массово не едут в Ульяновск? «Любые туристы едут в другую страну посмотреть на известный бренды. Во Франции — это Париж и Эйфелева башня. В Москве — это Красная площадь и Третьяковская галерея, в Санкт-Петербурге — и Петродворец. И вокруг этих сильных брендов и крутится вся туристическая программа. Ни Ульяновск, ни другие объекты „красного“ наследия не являются сильными брендами», — считает Ромашкин. И в целом это направление он считает неперспективным, так как «красный» туризм привлекает лишь пожилых китайцев, которые лично помнят Советский Союз. Но таких людей с каждым годом становится все меньше. Власти Сочи после Олимпиады надеялись заманить к себе в город китайцев. Кроме Олимпийских объектов хотели удивить пляжным отдыхом. Однако массовый поток туристов здесь не увидели. Олимпийские объекты и в самом Китае есть. «А идея пляжного отдыха в России — это не для Китая, у них в полутора часах полета есть свое море», — говорит Ромашкин. Скорее, больше перспектив у Мурманска, где можно увидеть северное сияние. «В Китае есть красивая легенда, если ты хотя бы раз в жизни увидел северное сеяние, то твои дети, внуки и твоя душа во многих поколениях обретет гармонию», — рассказывает Сибиркина. Поэтому китайцы и едут за Полярный круг. Также гости из Китая с большим ажиотажом путешествуют на Байкал, потому что это одно из самых известных озер в мире. Из-за долгого перелета некоторые китайцы пытаются в одной поездке совместить посещение и России, хотя это выходит дороже. «Четырнадцатичасовой перелет в Париж — это тяжело, но по пути можно сделать остановку в Москве или в Санкт-Петербурге и посмотреть на российские достопримечательности», — говорит Сибиркина. Если исторически РФ и КНР имеют тесную связь, то с культурной точки зрения китайцы и россияне очень разные. «Китайская группа туристов была в Сергиевом Посаде и заехала в Радонеж к мощам Сергея Радонежского. У китайцев был культурный шок, когда им рассказали, что это останки умершего человека», — рассказывает Ромашкин. В Китае соприкосновение с умершим телом считают осквернением.
Герб Москвы, где  убивает копьем дракона, китайцам тоже не по душе. Они почитают изображение драконов и любое надругательство или неуважение к ним осуждают.
«Когда им показали герб Москвы, они не поверили своим глазам и переспросили, дракон ли это. Гид-переводчик, зная отношение к драконам, попытался вывернуться: «Нет, это змея». На что китайцы сказали: «Не надо врать, у змеи не бывает крыльев». После этого отношения с нашим переводчиком, как представителем страны, охладели», — рассказывает Ромашкин. Еще одна особенность китайских туристов — это привязанность к своей еде. «Почти 100% туристов, которые приезжают в Россию, требуют питания в китайских ресторанах. Но те рестораны, которыми мы считаем аутентичными, китайцы таковыми не считают. В Москве китайских ресторанов насчитается штук 50, но сами китайцы считают, что не более пяти соответствуют гордому названию китайского ресторана», — рассказывает собеседник. Китайцы любят пить чай, и почти никогда не расстаются со своими термосами с ситечком. Поэтому в гостиницах они просят кулеры с горячей водой и чайники в номере для заваривания чая, а на завтрак — палочки вместо вилок. Еще одна проблема — почти никто из китайцев не говорит на английском, поэтому у них возникают серьезные сложности с навигацией по Москве или Санкт-Петербургу, или по Золотому кольцу. «Хотя во многих городах уже проводятся мероприятия для информационной и навигационной поддержки китайских туристов, но пока не сильно продвинулись в этом направлении, английских-то табличек мало», — говорит Ромашкин. В Москве, например, есть специальное отделение полиции, где работники владеют иностранными языками. Большинство — английским, меньше — немецким, но говорящих на китайском — ни одного. Хотя ситуация улучшается. Если в 2014 году было только семь предприятий, которые учитывают особенности туристов из Китая, то на сегодня таких уже 100 по России. Это гостиницы, музеи и туристические компании. «В России появился первый аэропорт —  — соответствующий программе China Friendly. Это навигация по аэропорту на китайском языке, возможность консультации на китайском языке, объявления на китайском языке, наличие ресторанов с китайскими и азиатскими блюдами», — говорит Сибиркина. Столичные города неплохо зарабатывают на китайских туристов. По словам Сибиркиной, китайские туристы тратят в среднем 530 долларов с человека в день, включая перелет, проживание, музеи и шопинг. Ромашкин отмечает, что это массовый недорогой туризм, и в среднем на поездку они тратят 1500 долларов. Но даже этого достаточно, чтобы заработать более 1 трлн рублей на 750 тыс. китайских туристов, посетивших РФ в прошлом году. Китайцы обязательно делают покупки в России. По словам Сибиркиной, они приобретают в основном брендовые вещи, косметику, в том числе отечественную, часы и ювелирные украшения из золота и янтаря. По ее мнению, они верят, что в России смогут купить настоящие премиальные вещи. И, конечно, же им нравится цена.
«В Китае надо платить налоги на предметы роскоши, поэтому одна и та же тушь премиального бренда или крем может стоить в России на 30% дешевле, чем в Китае»,
— говорит Сибиркина. Китайцев также привлекает уникальная и аутентичная продукция российского производства. Из еды, например, берут мед и много шоколадок «Аленка» и «Вдохновение», которые дарят друзьям и родственникам как сувениры. Китайские туристы ходят исключительно группами, и покупки тоже делают вместе. Однако после поездки китайцы иногда жалуются на качество купленных вещей или на обнаруженную подделку. Известно, что кураторы китайских групп порой оказываются в сговоре с теми или иными магазинами, в которые обычные российские покупатели никогда и не попадут, отвозят туда группы китайских туристов, где им продают или подделку, или товар по завышенной цене, либо обманывают дважды.
Видео дня. Почему город для миллионеров оказался заброшен
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео