Хакеры против туристов: как не пострадать от кибератаки на отдыхе

В конце июня вирус-шифровальщик «зацепил» некоторых крупных туроператоров, на сутки парализовав их работу. Хотя на этот раз хаоса в аэропортах и на курортах удалось избежать, эксперты ожидают повторение кибератак на туристическом рынке. Чем кибератаки грозят туроператорам, и как туристам защититься от накладок в отпуске, РИАМО выяснял у экспертов. Узнайте, какие страны лучше всего защищены от кибератак >> Черный кибервторник 27 июня стал черным «кибервторником» для компаний по всему миру. Вирус-шифровальщик парализовал работу разных организаций и учреждений. Жертвами хакерской атаки стали и некоторые российские туроператоры. Как рассказал РИАМО представитель компании «ОнлайнТур» Игорь Блинов, в зависимости от степени защиты туроператоров, они столкнулись с целым рядом трудностей, среди которых – сбои в системе бронирования, проблемы с платежами, выставлением бухгалтерских документов и закрывающей отчетности, а также во взаимоотношениях с отелями. «По нашей информации, у некоторых компаний проблемы остаются и на сегодняшний день. Безусловно, это сказывается на оперативности работы, возможности быстро подтверждать запросы клиентов и своевременно решать финансовые вопросы», - говорит Блинов. По данным эксперта, киберугрозы в туротрасли возникали и раньше, но они были не такими серьезными. Основные проблемы были связаны не с хакерскими атаками, а с приобретением нелицензионного ПО и плохо выстроенной работой по защите собственных компьютерных сетей. Кибер-ловушки: почему не стоит размещать личные данные в соцсетях>> Вирус парализовал бронь Кибератаке подвергся ведущий туроператор по Греции «Музенидис Трэвел». Из строя вышла большая часть персональных компьютеров, сайт и система бронирования туров – один из важнейших инструментов продаж. Руководство компании приняло решение не идти на условия злоумышленников, систему удалось восстановить менее чем за сутки. «К счастью, на локальных компьютерах информация у нас не хранится, только на серверах. В компании действует система резервирования данных, причем резерв делается по нескольку раз в день. Кроме того, ядро серверов было заблокировано для внешнего доступа, и все данные сохранились», - рассказал РИАМО гендиректор «Музенидис Трэвел» в России Александр Цандекиди. В нашей ситуации ни один рейс не был задержан. Пассажиры, забронировавшие билеты, уезжали и возвращались в Россию вовремя. Но если бы не система защиты, представьте, какой коллапс наступил бы в аэропортах. По словам PR-менеджера ANEX Tour Яны Кучегуры, вирус атаковал большинство компьютеров центрального офиса компании, ограничив на какое-то время работу. В целях безопасности был отключен сайт и система онлайн-бронирования. Несмотря на сбой, все обязательства перед клиентами были выполнены. Все туристы по подтвержденным заявкам улетели на отдых. «Все усилия нашей команды были направлены на нейтрализацию последствий атаки, восстановление сайта, системы бронирования, а также на экстренную помощь партнерам и клиентам на период нарушения коммуникации», - рассказала представитель ANEX Tour. Для этих целей была организована оперативная группа для круглосуточной связи с партнерами, на сайте и в социальных сетях компании были опубликованы телефоны горячей линии, ресурсы call-центра для клиентов также были усилены, добавила Кучегура. По ее словам, хакерская атака не затронула операционную деятельность компании. Работа сайта была восстановлена спустя три дня после сбоя. Лайфхаки для клиентов: в Сбербанке рассказали, как не стать жертвой кибермошенников >> Защита от тур-хакеров Эксперты подчеркивают, что важность кибербезопасности в турбизнесе выросла многократно. Появляются все более опасные вирусы, возникают новые угрозы. «Мы работаем с огромным количеством людей. Тут и персональные данные, и авиаперевозки, речь идет о тысячах авиарейсов. Так что заботиться о кибербезопасности сегодня должны все туроператоры», - отмечает гендиректор «Музенидис Трэвел». По его словам, в последнем случае ни один рейс не был задержан, пассажиры уезжали и возвращались в Россию вовремя. Но если бы не система защиты, в аэропортах наступил бы коллапс. Если ситуация с кибератаками усугубится, это может привести к ажиотажу на туристическом рынке и увеличению стоимости, которое не прогнозировалось, считает Блинов. Чтобы застраховать себя от неприятностей, в «ОнлайнТуре» рекомендуют приобретать путевки в проверенных агентствах и прислушиваться к советам и рекомендациям их сотрудников. «Мы не первый год ведем собственные рейтинги туроператоров, они постоянно обновляются. Мы знаем ситуацию изнутри и всегда говорим, какой оператор на текущий момент является более защищенным и устойчиво ведет бизнес», - отмечает Блинов. Кибер-кража: как воруют деньги с банковских карт и как от этого защититься >> На отдыхе – не расслабляться В свою очередь, туристам, уже улетевшим на отдых, не стоит расслабляться. По данным экспертов «Лаборатории Касперского», 18% российских владельцев бизнеса и топ-менеджеров пострадали в 2016 году от действий киберпреступников, находясь за рубежом. Среди специалистов, занимающих неруководящие должности, этот показатель чуть ниже — 12%. По мнению исследователей компании, туристы игнорируют вопросы безопасности из-за необходимости оставаться на связи. Многие стремятся выйти в сеть немедленно после прилета. При этом 45% респондентов выходят в сеть в зарубежных поездках с рабочего гаджета. 36% пользователей смело подключают корпоративное устройство к интернету с помощью бесплатных публичных точек доступа. Через бесплатный Wi-Fi- туристы отправляют деловые письма, содержащие конфиденциальную информацию. Чтобы не потерять важную информацию и деньги, в «Лаборатории Касперского» рекомендуют использовать комплексную систему защиты для ноутбуков, гаджетов и мобильных устройств. Только в этом случае можно спокойно использовать системы онлайн-банкинга. Заложники телефонов: способны ли современные люди отказаться от мобильного >>

Хакеры против туристов: как не пострадать от кибератаки на отдыхе
© РИАМО