Крым-2017: Кто виноват в провале - погода или жадность?

Словосочетания «пустые пляжи Крыма» снова стало одним из самых популярных в украинских интернет-газетах и в «фейсбуках» киевских блогеров. Однако если в прошлом году в самом Крыму над разговорами о пустых пляжах лишь посмеивались, считая растущие прибыли, то в текущем тревожные голоса раздаются и из Симферополя, и даже из Москвы – от ведущих туристических экспертов России. Что же на самом деле происходит на пляжах солнечной Тавриды? В 2016 году крымская туристическая отрасль показала рекорд российского периода – полуостров с января по декабрь посетили почти 5,6 миллиона отдыхающих. Это стало серьезным прогрессом по сравнению с 2015 годом (4,6 миллиона) и, тем более, 2014-м (4 миллиона). Таким образом, крымский туризм по количеству «курортников» почти вышел на «домайданный» уровень (5,9 миллиона туристов в 2013 году), а по финансовым показателям побил все рекорды постсоветской эпохи – в 2016 году доходы крымского бюджета (без учета поступлений из федерального центра) выросли по сравнению с 2013 годом в два раза. Еще в марте текущего года в Симферополе делали оптимистичны прогнозы, рассуждая о перспективах преодоления 6-миллионного рубежа и необходимости развивать инфраструктуру полуострова для размещения еще большего количества отдыхающих. Сегодня в Крыму хмурят лоб, рассуждая над тем, что и где «пошло не так». Конечно, украинские страшилки о «пустых пляжах» - это не более чем фейки, однако объективно, крымский турпоток в 2017 году не только не вырос, но даже немного «просел». На днях Ростуризм обнародовал данные, свидетельствующие о том, что по состоянию на 16 июня 2017 года в Крыму отдохнули 1,174 миллиона туристов. В прошлом году за тот же период крымскими красотами успели полюбоваться 1,221 миллиона отдыхающих. Таким образом, снижение турпотока составило около 3,8%. Оценки сезона-2017 от Ассоциации туроператоров России и экспертов, представляющих отдельных агентства, - еще хуже. Согласно их расчетам, на конец мая продажи крымских путевок обвалились по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 30%. В комментариях к двум отличающимся друг от друга статистикам ожидаемо появились предположения о «приукрашивании данных» властью, однако министр курортов и туризма Республики Сергей Стрельбицкий, выступая 29 июня на Крымском транспортном форуме, все расставил по своим местам. По словам чиновника, посещающие Тавриды туристы стали реже покупать путевки через туроператоров и останавливаться в отелях, предпочитая снимать квартиры и домики у «частников». Стрельбицкий уточнил, что в частном секторе сегодня останавливается порядка 36% туристов, посещающих Крым. А 48% отдыхающих не обращаются в турагентства и планируют отдых сами. Главной причиной «проседания» турпотока крымский министр назвал плохую погоду. Впрочем, прошелся он и по жадности крымских бизнесменов: «Реалии сегодняшнего дня – это то, что турист переориентировался на частный сектор. Сегодня из-за цен, которые выставляют некоторые отельеры, они не заслуживают туристов. Турист ушел в частный сектор». С главой министерства курортов и туризма солидарны и в крымском Госсовете. Глава комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк на днях заявил журналистам, что «на сезон в самом сезоне не влияет никто, кроме погоды» и развеял слухи о том, что из-за проблемного начала сезона Стрельбицкого могут отправить в отставку. Глава Крыма Сергей Аксенов, хотя больше и не ожидает в этом году приезда на полуостров 6 миллионов туристов, но считает, что на прошлогодние 5,6 миллиона Таврида все равно выйдет. Многие симферопольские чиновники демонстрируют уверенность в том, что после улучшения погоды положение выровняет «бархатный сезон». Местные независимые эксперты, хоть и не считают ситуацию катастрофической, но настроены все равно менее оптимистично, чем республиканские власти. Развернутый анализ происходящего в крымском туризме сделал недавно блогер Александр Горный. Он упомянул такие проблемы, как отсутствие дешевых авиабилетов и «открытие» Турции (каждый третий турист в Анталье сегодня - россиянин), составившей Крыму серьезную конкуренцию. Также Горный указал на «неравномерность» в распределении туристов – одни отели и населенные пункты уже буквально забиты, а в других – пляжи действительно стоят пустыми. И дело здесь в конкретных чиновниках и бизнесменах, которые не работали перед началом сезона в сфере рекламы и PR, а расслабившись после прошлогоднего успеха, подняли цены, и стали ждать туристического изобилия... Из сильных сторон местных курортов Горный отметил рост экскурсионных предложений и быструю переориентацию крымского общепита под вкусы большей части отдыхающих (вместо баров открывают столовые и фаст-фуд). Перспективы падение турпотока в текущем году по сравнению с прошлым блогер оценивает примерно в 15%. Местные жители и отдыхающие также активно обсуждают начало туристического сезона в популярных интернет-сообществах Крыма и Севастополя. Так, бурную дискуссию среди жителей полуострова вызвало размещение в сети поста с фотографией доски объявлений российского турагенства, с рекламой отдыха в трехзвездочном отеле в Гурзуфе за 43863 рубля и в трехзвездочной гостинице на итальянском курорте Форио за 33247... Прийти к общему знаменателю в оценке ситуации крымчане и туристы так и не смогли (орфография комментариев сохранена). Светлана Васильева: «Комментирую как турагент: действительно, Крым дорогой, даже очень дорогой. Но в данном случае вам предлагают Гурзуф с 3-х разовым питанием+лечение, а Италия только на завтраках. Но все равно это не оправдание». Георгий Егерский: «А давайте дальше плеваться в туристов, задирать цены, хамить и чаще им говорить "а чо сюда едите?!"» Татьяна Фокс: «Очень скоро к нам никто не приедет: за такой бардак платить такие деньги...» Анна Коваль: «Состою в АСМОК (ассоциация малых отелей Крыма), знаю их проблемы изнутри. Есть у нас шикарные отели и гостевые дома с бассейнами, чистыми пляжами, красивыми номерами и за разумные деньги. Но! 1. Дорога (переправа, авиа) + туристический сбор. 2. Продукты (на 20% выше московских) = очень высокие цены на питание. 3. Бюджетные деньги, выделяемые на благоустройство муниципальных территорий, дороги, освещение, уборка мусора и т.д., сами знаете где. Если вы думаете, что отельеры - это барыги, которые пытаются содрать максимум, ничего не вкладывая взамен, ошибаетесь! На данный момент дерут их...проверками, национализацией, налогами, транспортными расходами, которые включены в цену ВСЕГО. Я не говорю про таких мастодонтов, как Аквамарин или Ореанда - это особая каста». Правда, есть моменты, в которых солидарны и владельцы отелей, и туристы, и обычные крымчане. Речь идет об удивительно высоких ценах на продукты питания (в частности, в Севастополе). Особенно возмущает пользователей сети стоимость крымских фруктов. По мнению людей, в южном регионе килограмм черешни не может стоить «в сезон» 200 – 300 рублей. На туристов, приезжающих на Юг и обнаруживающих там «московские» цены на фрукты и ягоды, такое открытие производит достаточно гнетущее впечатление. Сильнее всего это шокирует тех россиян, которые привыкли приезжать в Крым еще в «украинский период», наслаждаясь сочетанием «северных» или столичных зарплат и укроцен образца «до 2014 года». Впрочем, настоящих ценителей природы и исторических достопримечательностей выравнивание крымских цен с «общероссийскими» не останавливает – по многочисленным отзывам, море, горы и средневековые крепости Тавриды существенно превосходят то, что могут предложить, например, турки. А вот те, кто привык отдыхать на закрытой территории по системе «все включено» (с неограниченным джин-тоником возле бассейна) после турецкого сервиса в крымском могут действительно разочароваться. В общем, свести все проблемы крымского туризма к одному-двум факторам просто невозможно. Ситуация на курортах – отнюдь не катастрофическая, Крым в этом году посетят миллионы отдыхающих (возможно, чуть меньше, чем в 2016-м, но явно больше, чем в 2015-ом). Свое веское слово еще предстоит сказать погоде – в конце мая текущего года даже температура воды в море возле Ялты и Севастополя была на пару градусов ниже, чем год назад. Сейчас море прогреется, и туристов явно станет больше, но... Крым уже явно добрался до предела своих туристических возможностей при существующем порядке вещей. Дальше нужно будет что-то корректировать на стратегическом уровне. Для начала – определиться, нужно ли делать в Крыму ставку на активном туризме (с которым и так все достаточно неплохо), или стоит заодно развивать и «ленивый» отдых «по турецким лекалам»? Затем в любом случае – обеспечивать отдыхающих дешевыми билетами, снижать цены на продукты питания, контролировать качество оказания услуг (от общепита до такси). Если же ставка будет сделана на «пляжно-коктейльном» варианте отдыха и системе «all inclusive», то менять придется саму философию организации туристических услуг... И все это нужно будет делать очень быстро, буквально – « еще вчера». Справятся ли с этим крымчане? Будем надеяться. А начинать крымским властям и отельерам нужно с донесения всеми доступным средствами до максимально широкой аудитории того факта, что Крым – это не только патриотизм и ялтинский пляж, но еще и чудесные каменистые берега Тарханкута, самый древний город России Керчь-Пантикапей, священный для каждого православного русского Херсонес, панорама «Оборона Севастополя», дворцы царской семьи, прекрасная Ай-Петри и львы«Тайгана». Пляжей с бесплатным джин-тоником – много, а Крым – один.

Крым-2017: Кто виноват в провале - погода или жадность?
© Свободная пресса