Кубань рассчитывает для туристов
Регион хочет привлечь отдыхающих за счет снижения стоимости авиаперелетов Краевое министерство туризма и компания «Базэл Аэро» подписали соглашение о намерениях, которое направлено на снижение стоимости авиабилетов на курорты Краснодарского края. В целом соглашение предусматривает продвижение кубанских курортов и увеличение турпотока. Ведущие туроператоры подчеркивают, что тарифная политика авиакомпаний оказывает негативное влияние на спрос турпродукта. По мнению эксперта, в том, чтобы снизить стоимость авиабилетов на курорты, должны быть заинтересованы местные власти, однако они не располагают возможностями для субсидирования авиаперевозок и в этом сезоне снижения цен ждать не стоит. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и компания «Базэл Аэро», управляющая аэропортами в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе, подписали соглашение о намерениях по реализации государственной политики в сфере развития курортов и туризма на Кубани. «Совместно мы выстраиваем комплекс мероприятий, направленных на развитие въездного туризма. Основными потребителями смежных услуг являются приезжие из других регионов. В целях обеспечения доступного авиасообщения министерство туризма края ведет работу во взаимодействии с компаний „Базэл Аэро“, которая уже подтвердила готовность снизить расценки на обслуживание рейсов в аэропортах. Однако и это не является гарантией, того что авиаперевозчики отзовутся снижением цен на билеты»,— пояснил министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди. «Мы со своей стороны готовы быть участниками этого процесса и готовы в рамках общей задачи идти с определенными условиями — скидки, развитие и так далее. Это позволяет нам вести скоординированную политику с краем»,— сказал генеральный директор компании «Базэл Аэро» Леонид Сергеев. Участники встречи поставили задачу учесть интересы пассажиров и не сработать себе в убыток. По словам гендиректора одного из крупнейших в стране туроператоров «Мультитур» Дмитрия Шарова, цена перелета влияет на спрос. «В процентном соотношении авиаперелет составляет от общей стоимости тура примерно от 30% до 50%, что не может не огорчать. Как таковой работы с авиаперевозчиками по снижению стоимости билетов по большому счету не ведется в связи с тем, что у всех авиакомпаний в основном фиксированные цены, которые могут измениться либо только по инициативе самих лоукостеров, либо за счет туроператоров, имеющих определенный блок мест. На данный момент стоимость авиаперелетов значительно завышена, что не может не сказываться негативно на туристическом потоке к нашему побережью. К сожалению, из года в год наблюдается тенденция значительного увеличения стоимости авиабилетов, непосредственно близких к датам вылета и к пику сезона»,— рассказал господин Шаров, добавив, что выделенных рычагов давления на авиакомпании у туроператоров не имеется, если только самостоятельно, за счет собственных средств, занижать стоимость билетов, имея определенный блок мест. «Положительную роль сыграло бы значительное увеличение льготных авиабилетов по направлениям российских курортов, таких как Анапа, Сочи, Геленджик, Крым, Калининград. Большое количество льготных билетов с существенным понижением цен на авиаперевозку способствовало бы значительному увеличению туристического потока, ведь на данный момент в причинах спада турпотока немалая доля приходится именно на дороговизну перелета»,— считает господин Шаров. По мнению руководителя турагентства «Солнечный берег» Марины Оганесян, спад спроса из-за дороговизны авиаперелета составляет около 15%. «Перелет из Москвы в Анапу или Сочи экономклассом стоит в среднем 18 тыс. руб., из Тюмени — 50 тыс. на одного человека с одним местом багажа. А пакет в Турцию по системе „все включено“ стоит 30 тысяч на двоих. Как вы думаете, будет спад спроса на курорты Краснодарского края?» — говорит Марина Оганесян. По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, тарифная политика авиаперевозчиков зависит от многих факторов. «Себестоимость выполнения рейсов задает некоторую планку, ниже которой перевозчики стараются не опускаться. Но в итоге ценовое предложение формируется, исходя из соотношения спроса и предложения. Чем выше спрос и чем ниже конкуренция, тем выше цены. Цены в „высокий сезон" повышаются не только на авиабилеты — это повсеместная практика. Причин две. Первая описана в учебниках по экономике: чем выше ценность товара или услуги, тем выше цена. Раз все хотят на море в августе, значит, цены в августе будут максимальными»,— поясняет эксперт. Второй причиной он называет то, что лето кормит весь год: «Для российских авиакомпаний I и IV кварталы почти гарантированно убыточны. Задача — за лето заработать столько, чтобы хватило средств на долгую зиму, тем более в „низкий“ сезон нужно не только не прекратить полеты, но и обеспечить исправность воздушных судов к следующему сезону». По мнению господина Пантелеева, во многих туристических регионах именно местные власти заинтересованы в том, чтобы поток туристов увеличивался, поэтому они практикуют разные подходы к стимулированию турпотока: финансирование создания инфраструктуры, проведение рекламных кампаний и т. д. «Один из инструментов — субсидии перевозчикам, которые доставляют туристов. Однако наши туристические регионы, увы, не располагают большими возможностями для поддержки этого сектора. Полеты в Симферополь субсидируются, но из федерального бюджета. Полеты в Краснодарский край субсидировать можно при условии софинансирования. Часть — федеральное правительство, часть — регион. Что касается аэропортов, то ждать больших скидок от оператора воздушных гаваней края не приходится. Дело в том, что сейчас реализуются масштабные и дорогостоящие программы реконструкции, которые позволили создать инфраструктуру, рассчитанную на перспективный пассажиропоток. Эти инвестиции необходимо возвращать»,— пояснил эксперт, отметив, что в руках регионального правительства есть налоговый рычаг. «Всегда можно договориться о том, что регион сократит налоги в той части, которую он получает, в обмен на скидки на обслуживание авиакомпаний. Если налоговые поступления от туристического сектора перекроют потери от недополученных „аэропортовых” налогов, по этому пути стоит идти»,— считает Олег Пантелеев. Все опрошенные „Ъ-Кубань“ эксперты отмечают, в сезон 2017 года снижения цен на авиаперелеты на курорты края ждать не стоит. Елена Рыжкова