Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Как авиакомпании обманывают пассажиров

В России расцветает "дикий" овербукинг – продажа большего числа билетов, чем кресел в самолете. В условиях отсутствия законодательной базы авиакомпании активно используют этот инструмент для извлечения прибыли, но зачастую забывают о своих главных работодателях – пассажирах.
Как авиакомпании обманывают пассажиров
Фото: Дни.руДни.ру
Не всегда счастливый обладатель билета на самолет может попасть на свой рейс. В социальных сетях достаточно примеров, показывающих наплевательское отношение сотрудников авиакомпаний к пассажирам, которые официально приобрели билет, вовремя приехали в аэропорт, но в самолет не попали. При этом объяснения, оправдания и предложения со стороны сотрудников перевозчиков, зачастую, не выдерживают никакой критики. Например, как в случае, который эмоционально описал один из пользователей Facebook.
должен был вылететь 23 июня из московского Домодедова в Адлер рейсом авиакомпании "Глобус" (входит в Группу компаний S7). На стойке регистрации ему сообщили, что мест в самолете нет и предложили на выбор два варианта: вылететь на шесть часов позже из того же аэропорта или своим ходом и за свой счет добраться менее чем за два часа до . При этом ни о какой компенсации за предоставленные неудобства речи не шло.
Редакция Dni.Ru выбрала этот случай в качестве самого яркого и вопиющего в плане отношения к своим пассажирам авиакомпании "Глобус" и отправила в Департамент PR Группы компаний S7 официальное письмо. В нем мы просили разъяснить, сколько пассажиров не поместилось на рейс Москва-Адлер, по какой причине это произошло и как часто в работе Группы компаний S7 происходят подобные случаи. Также хотелось понять, насколько правомерно использование овербукинга при продаже билетов, учитывая то, что подобная практика в России не закреплена на законодательном уровне.
Мы не оставляли надежды узнать и то, какие компенсации обязана предоставлять авиакомпания пассажирам, которым отказано в посадке на рейс в случае нехватки мест в салоне самолета. Ответа редакция так и не дождалась, а телефонные звонки в Департамент PR игнорировались.
Между тем, в Европе и США, где овербукинг официально прописан в соответствующих законах, такие компенсации могут достигать 200 евро. Пассажиры в европейских странах зачастую предпочитают получить компенсацию, зная, что авиакомпания в любом случае доставит их в пункт назначения, пусть даже с большим опозданием. А во время задержки пассажиров и накормят, и спать уложат, если ждать придется слишком долго.
Надо признать, что и в России авиакомпании тоже предоставляют горячее питание и номера в отелях при аэропортах, но в совершенно других ситуациях. Например, при задержках рейса на 12 часов и более из-за поломки самолета или по погодным условиям. Да и то, происходит это не всегда, а как правило, после жалоб и скандалов пассажиров.
А вот овербукингом злоупотребляют практически все авиакомпании. С точки зрения авиационного бизнеса овербукинг – это инструмент, с помощью которого авиакомпании повышают продажи билетов, пытаясь как можно больше загрузить свои воздушные суда, разъяснил в интервью Dni.Ru главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту Госдумы России .
По его словам, целью овербукинга не является продажа лишних билетов, то есть билетов больше, чем вмещает самолет. Это своего рода страховка от не полностью загруженного самолета. Известно, что у каждой авиакомпании есть своя статистика: какое-то количество пассажиров отказывается от полета по самым разным причинам (болезнь, смерть, опоздание, поздний возврат билета), поэтому некоторое количество мест в самолете остаются пустыми. Для того, чтобы максимально загрузить эти кресла на основе статистики и специально разработанных математических моделей, авиакомпании продают билетов чуть больше, чем вмещает воздушное судно в расчете на то, что число пассажиров выровняется и в итоге всем хватит места.
Те случаи, о которых пишут в Сети – это сбойные ситуации, когда вдруг все пассажиры явились на рейс и посадочных мест не хватает, уверен эксперт. К сожалению, в России на случай таких сбоев законом не предусмотрены действия со стороны авиакомпаний. Они ведут себя "по обстановке": одному пассажиру могут предложить чашечку кофе, а другому – просто потерпеть несколько часов. Но о денежных компенсациях, разумеется, речи не идет: ведь на этот счет нет соответствующего закона.
Два года назад авиакомпании пытались поднять этот вопрос, даже подготовил законопроект об овербукинге и вынес его на общественной обсуждение, но российский законодатель пока не сделал шаг в сторону принятия документа. Один из доводов не принимать закон – он будет противоречить другому закону – "О защите прав потребителей".
По мнению эксперта Аналитического центра при Общественной палате Кирилла Акимова, узаконенный овербукинг по сути станет легализацией одностороннего отказа поставщика услуг от исполнения своих обязательств перед пассажирами, и без того выступающими слабой стороной правоотношений по перевозке.
Проще говоря, в случае овербукинга авиакомпании не смогут гарантировать доставку пассажира в запланированное время. Как указывает , предлагаемые законопроектом правила позволят перевозчикам исполнять свои обязанности произвольно, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности могут привести к коррупционным проявлениям.
Роман Гусаров признал, что де-факто авиакомпании по-партизански уже давно используют овербукинг для повышения продаж билетов. Но когда происходит сбой и пассажиров оказывается больше, чем мест в самолете, перевозчик сразу же кивает на то, что у него нет законодательного инструмента, защищающего права пассажиров. Авиакомпания всегда может сослаться на компьютерный сбой, технические проблемы и на другие обстоятельства.
"Пока же получается, что в отсутствии закона об овербукинге пассажиру остается идти в суд в случае отказа авиакомпании компенсировать неудобства пассажиру. Принятие этого закона – важная и совсем несложная законотворческая задача, которую давно необходимо было решить и пойти в ногу со всем миром", – заключил эксперт.