Почему Псков и Новгород проигрывают конкурентную борьбу за туристов

- В ближайшие регионы Северо-Запада петербуржцы чаще всего ездят в туры выходного дня. Особняком здесь стоит Вологодская область, которая привлекает большое количество туристов из Москвы, - говорит представитель альянса туристских агентств в Северо-Запада Ирина Семенова. По фактам бронирования, что есть на сегодняшний момент, можно сказать, что спрос на туры относительно прошлого года сохранился. И эксперт с большой вероятностью прогнозирует рост. Формировать туры в регионы Северо-Запада операторам сейчас стало проще. Индустрия гостеприимства показывает рост, открываются новые гостиницы, кафе. Вопрос перед туристами стоит, куда ехать. И во всех регионах прилагают усилия, чтобы приехали именно к ним. Почти во всех. В росте числа туристов заинтересованы все регионы, ведь появление одного путешественника в городе влияет на 53 отрасли, а если туристы ездят регулярно, это может стать серьезным драйвером для экономики. Пока ситуация с туризмом получается неоднородная. Если не брать в расчет Санкт-Петербург, признанным центром туризма является Калининградская область, в прошлом году она приняла 1,4 миллиона путешественников. Но здесь тоже особая ситуация - в Калининграде традиционно высокие показатели въездного туризма, много сюда приезжает и соотечественников, причем из самых отдаленных регионов страны. Для них Калининград - это ворота в Европу. И на выходные в Калининград не съездишь из-за высоких цен на авиаперелет. Долгие десятилетия Калининград занимал второе место в округе по числу принятых туристов, но сейчас его уверенно потеснила Вологодская область. В прошлом году сюда приехали 2,7 миллиона человек, а до 2020 года регион намерен нарастить этот показатель до трех миллионов. Однако не все регионы одинаково успешны. Для сравнения, Новгородская и Псковская области приняли 380 и 400 тысяч человек соответственно. Интересно, что в рейтинге субъектов Федерации по развитию туризма, который подготовлен министерством культуры, Вологодская область занимает восьмое место, Новгородская - 14-е, а Псковская - и вовсе 43-е. Причин здесь несколько. Например, Псковская область очень долго почивала на лаврах, считают эксперты. Туристы сюда приезжали издавна, соответственно, работали турбюро, проводились экскурсии в Пушкинские Горы, в Изборск и Печоры, работали и гостиницы. И долгое время вся эта инфраструктура не модернизировалась. Да и чиновники, судя по всему не были заинтересованы в развитии отрасли. Например, первые хостелы стали появляться в Пскове лишь после 2012 года. Если у туристов есть выбор, куда и когда ехать, они едут на праздник. Ирина Семенова отмечает рост интереса к событийному туризму. Причем, на разного рода фестивали и праздники едут не только семьи, в такие путешествия все чаще собираются школьные группы. Особенный интерес проявляется к историческим и этнографческим мероприятиям. Событийный туризм интересен тем, что праздник, на который приезжают экскурсанты, - это лишь один из пунктов. Туристы точно так же ходят по музеям, театрам, посещают сувенирные лавки, ночуют в гостиницах. И что еще интересно в туризме событийном, - посетив один фестиваль, путешественник с большой вероятностью захочет посетить и следующий. Событийный туризм развивают и на Новгородчине. Впрочем, основной толчок для приведения города в порядок и привлечения туристов дали федеральные средства, перечисленные на празднование 1150-летия Великого Новгорода, Российской государственности, а также на проведение ганзейских дней. А в то же время, в Вологодской области придумали целое "фестивальное лето". Логика в том, что события здесь не прекращаются до самого сентября. Учитывая, что культурная жизнь в других регионах в июне замирает, "фестивальное лето" активно притягивает к себе туристов. Отдельную роль играет брендинг территорий. И практика показывает, что нуждаются в нем даже самые масштабные объекты. Например, недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что каждый турист должен побывать в Изборске. Эту идею в Псковской области, безусловно, поддержали, более того, турфирмы уже давно активно предлагают путевки в этом направлении, но проблема в том, что об уникальной крепости за пределами региона не особо и знают. По статистике новостных агрегаторов, Изборск в основном фигурирует в сообщениях псковских СМИ и блогов. Примерно такая же ситуация и в соцсетях. Можно ли заработать на бренде? Практика показывает, что да. Яркий пример - Великий Устюг, который регулярно попадает в рейтинги самых популярных туристских направлений страны. Ежегодно город, где проживает 31 тысяча человек, посещают 250 тысяч туристов, а сама стоимость бренда Деда Мороза оценивается в 1 миллиард 150 миллионов рублей. Соответственно, экономика Великого Устюга поднимается именно за счет туризма, именно за счет того, что дети хотят своими глазами увидеть Деда Мороза. После успешного проекта в Великом Устюге, Вологодская область стала повсеместно внедрять брендинг территорий, и определенный результат есть. Сейчас в регионе нет ни одного города, где нечего бы было показать туристам: вся информация систематизирована, выпущены десятки каталогов, установлены указатели, метки, QR-коды. Учитывая, что в основном это памятники старины, то никакой революции не произошло: эти же памятники стояли здесь сотни лет. Но в рамках брендирования их обозначили, сделали удобными для поиска и посещения. И люди стали ездить. Тем временем Самостоятельным туристам добраться до многих городов СЗФО стало очень непросто. Так, перевозки пассажиров скоростными поездами "Ласточка" по маршруту Санкт-Петербург - Великий Новгород с 12 января 2017 года резко подорожали до 580 рублей - из-за смены перевозчика. Кроме того, пассажиры сообщили, что в кассах Новгородского железнодорожного вокзала накануне праздничных дней продавали билеты на "Ласточку", не считаясь с количеством мест в вагоне, за полчаса до отправления, а в вагонах уже не было сидячих мест. Сами же железнодорожники объяснили, что за финансирование пригородных перевозок отвечают региональные чиновники, они, исходя из средств, заложенных в региональном бюджете, формируют транспортный заказ и определяют маршруты и частоту движения пригородных электропоездов. Не менее сложная ситуация и на псковском направлении. Только в мае этого года между Псковом и Санкт-Петербургом вновь стали ходить немногочисленные поезда, приостановленные в 2016 году из-за неудобства пересадки. Желающие попасть во Псков, чаще всего выбирают маршрутки и автобусы, которые следуют по перегруженной автомобильной трассе с многочисленными пробками.

Почему Псков и Новгород проигрывают конкурентную борьбу за туристов
© Российская Газета