Что делать пассажирам «ВИМ-Авиа»?

Советы юристов Веерные задержки и отмены рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать. Корреспондент HotLine.travel обратился за комментариями к юристам. Записывайте не только на видео Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде. «Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева. В отпуск Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем. Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов. Практика показывает, что суд признает все обязательства по договору выполненными, ведь все условия исполнителем соблюдены – оплачены перелет, проживание и страховка. Из отпуска Если же задержка происходит на обратном пути, туроператоры тоже по возможности стараются минимизировать все неудобства – например, продлевают жилье в гостинице и затем взыскивают расходы с авиакомпании. В случае, когда туристам приходится самим оплачивать еду в аэропорту или проживание при серьезных задержках, юристы рекомендуют сохранять все чеки и квитанции. В суде это может послужить доказательствами убытков. Если же туристу срочно нужно вернуться домой и у него нет возможности ждать, по словам Маргариты Еремеевой, он может купить билет себе сам и потом потребовать за него деньги с туроператора. Адвокат Сергей Топурия, в свою очередь, не рекомендует так поступать, так как если задержанный рейс всё-таки состоится, компенсацию могут не выдать, посчитав это самостоятельным изменением программы. «Вообще правоприменительная практика в судах весьма неоднозначна, поскольку даже в суде второй инстанции либо остаются в силе, либо пересматриваются решения судов в одной и той же ситуации, как путем полного удовлетворения требований потребителей, так и в виде отказа в удовлетворении требований (частично и в полном объеме), поэтому однозначного совета туристам, который мог гарантировать конкретный результат, никто дать не может», – отмечает эксперт. Еще не улетели Тем же, кто недавно приобрел путевки с билетами авиакомпании и из-за негативного информационного фона хочет отказаться от перелета на перевозчике, – юристы рекомендуют попридержать коней. Расторгнуть договор турист имеет право в любой момент, и туроператор не сможет вам отказать, но деньги за фактически понесенные расходы с вас всё равно возьмет. Лучше в этом случае, по мнению экспертов, дождаться вылета и, если будут проблемы, – требовать другой борт или компенсацию за вынужденный отказ от перевозки. «Туроператор в этой ситуации будет прав, так как никаких запретов на полеты и угроз безопасности нет и ни туроператор, ни авиакомпания пассажиру в исполнении услуг не отказали. Возможно, что завтра уже проблемы решатся и все самолеты полетят по расписанию», – вселяет оптимизм Маргарита Еремеева.